Через год после полета «Муромца», по указу императора Николая II, была организована первая эскадра таких самолетов.
Дальняя авиация в России
Дальняя авиация – главная ударная сила ВВС, стратегический резерв и составляющая стратегических ядерных сил нашей страны.
В период Первой мировой войны эскадра, организованная Николаем II, выполнила около 400 боевых вылетов на бомбардировку и разведку объектов противника. За всю войну враг смог сбить лишь один «Муромец».
Февральская революция повлекла за собой развал русской армии. Возрождение дальней авиации началось только после Октябрьской революции. 22 марта 1918 года была сформирована боевая группа из трех самолетов «Илья Муромец».
Под руководством Туполева был спроектирован бомбардировщик ТБ-3, и это стало новым этапом развития дальней авиации. Самолеты марки «Ту» до сих пор составляют главную ударную силу. В 1933 году были созданы впервые тяжелые бомбардировочные авиационные корпуса. Именно в нашей стране была создана первая в мире стратегическая авиация. Одновременно с развитием авиационной техники совершенствовалась структурная организация дальней авиации.
К началу Второй мировой войны Россия располагала пятью авиакорпусами, одним отдельным авиаполком и тремя отдельными авиадивизиями, а это – 1500 самолетов и 1000 боевых экипажей. Первые боевые вылеты во время войны были выполнены 22 июня 1941 года: тогда самолеты бомбардировали скопления вражеских войск в районах Перемышля и Сувалок.
В 1942 году дальнебомбардировочная авиация стала авиацией дальнего действия, чьим основным боевым самолетом являлся Ил-4. На 1942 год в авиации было передано 367 экипажей и 341 самолет.
В годы войны дальняя авиация вела активные действия во всех крупных операциях, выполняя специальные задания. После окончания войны она осталась практически без современного самолетного парка: в наличии имелись единицы полноценных четырехмоторных бомбардировщиков. В этих условиях руководство страны приняло решение скопировать самолет В-29 «Суперфортресс» американского производства, что и было сделано в короткие сроки. В 1947 году началось поступление нового Ту-4 в войска. Четыре года спустя эти бомбардировщики стали носителями ядерного оружия.
До 1950-х гг. дальняя авиация Советов значительно уступала Стратегическому авиационному командованию. Новый этап развития связан с принятием на вооружение стратегических бомбардировщиков ЗМ и Ту-95 и дальних Ту-16. Экипажи приступили к освоению Арктики. В 1961 году на вооружение дальней авиации поступили ракетоносцы Ту-95К, и Ту-16К, и сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22.
После распада Советского Союза дальняя авиация лишилась полка стратегических ракетоносцев и полка самолетов-заправщиков, которые отошли Украине. После вынужденного затишья интенсивность полетов самолетов заметно возросла. В 2001 году после десятилетнего перерыва вновь поднялись в воздух стратегические ракетоносцы; возобновились полеты авианосных ударных группировок. Командно-штабные учения стали производиться регулярно, была освоена дозаправка в воздухе.
В 2003 году четыре Ту-95МС и два Ту-160 выполнили полет в Индийский океан – уникальный, ведь он проходил через воздушные пространства различных государств.
В настоящее время выполняются полеты на воздушное патрулирование над нейтральными водами Тихого океана, Черного моря, Атлантики и Арктики.