Цель: воспитывать любовь и уважение к своему городу, закрепить знание тульских достопримечательностей, создать веселое, праздничное настроение.
Предварительная работа: рассматривание экспозиций в музее Тульского края, иллюстраций и открыток с видами города, его достопримечательностями; разучивание песен, стихов, посвященных городу Тула и тулякам – мастерам; разучивание русских-народных плясок; организация выставки детского рисунка «Тула глазами детей»
Действующие лица:
Ведущая
Дед
Петр I взрослые
Тычка
самовар
Ванятка
мастера
коробейники дети
кузнецы
слуга царя
На центральной стене музыкального зала изображена площадь перед Кремлем, у стены стоят ларьки, перед ними– городские ворота с изображением древнего герба Тулы.
Под марш «Тульская оборонная» (музыка: Анатолий Новиков, слова: В.Гурьян, исполняет: анс. им. Александрова) входят дети, становятся полукругом перед воротами:
1 реб-к: Мы приветствуем всех в зале,
Как давно вас не видали
Мы на празднике у нас!
Но сегодня другое деле:
Свой концерт готовы смело
Показать вам всем сейчас!
2 реб-к: Есть уголок в России нашей
Несравненной красоты.
Он нам дорог, потому, что
Здесь родились мы!
3 реб-к: Город славный, город добрый и конечно трудовой:
Самовары и гармони прославляли город мой.
4 реб-к: Здесь живет народ рабочий – велики его дела,
Подковать блоху сумели наши чудо мастера!
5 реб-к: Мудрецам давно известно: там, где умным мыслям тесно
Нет ни зависти, ни скуки, мастера там на все руки:
Шить варить и рисовать, чисто петь и танцевать!
Исполняется песня «Есть город в России» (Михайловский, И. Есть город в России [Ноты] / И. Михайловский ; авт. сл. Ю. Щелоков // Тула – родина моя : [сб. песен]. – Тула, 1977. – С. 19-22.), затем дети садятся на стульчики. Звучит музыка – входит седой дед в русском костюме и мальчик – поводырь.
Дед: Ох, уморились! Давай, Ванятка, отдохнем: шли мы широкими полями, переплывали глубокие реки, проходили дремучими лесами…
Ванятка: Зато, деда, сколько больших и малых городов повидали, про чудеса слыхали.
Звучит фонограмма колокольного звона.
Дед: Слышь, Ванятка? Колокольный звон! Видно город затаенный прячется в лесах…
Ванятка: Пойдем, дедушка, узнаем, что это за город, какие люди там живут, чем занимаются.
Дед и мальчик подходят к городским воротам.
Ваня: Смотри, дедусь! Городские ворота, а на них герб.
Ворота открываются, из них выходят четверо детей в русских костюмах. Затем ворота закрываются.
Дети хором: Здравствуйте, люди добрые! Милости просим в наш город мастеров!
Дед: Здравствуйте! Смотрю на вас: русоволосые, сероглазые, сердцем чисты, душой добры. Зоветесь нынче россияне, а издревле, кто вы?
Дети хором: Мы – вятичи – славяне!
Ванятка: А что это за колокольный звон доносится из города?
1 реб-к: По широкой Руси нашей матушки
Колокольный звон разливается.
Нынче старинный город Тула
За труды свои прославляется!
2 реб-к: Славен город наших дедов, в жизни многое изведав.
Он стоит из года в год, наша гордость и оплот!
3 реб-к: И любыми временами за кремлевскими стенами
Русь спасая о невзгод, жил великий наш народ!
Открываются ворота, из них выходит ведущая с караваем.
Ведущая поёт: Стоит на свете Тула-городок,
Стоит не слишком низок, не высок.
Но только тот, кто в Туле не бывал.
Тот матушки-России не видал.
Самовар поёт… (все дети подпевают)
На второй куплет песни выходят 4 мастера: первый держит в руках тульский пряник, второй – тульскую гармонь, третий – тульское оружие, четвертый – тульский самовар.
Родятся в Туле чудо – мастера,
Работа им любая, что игра!
И черта, если надо, подкуют,
А если надо, спляшут и споют.
Улиц в Туле сто… (подпевают все дети)
Мастер (с пряником): Метут ли метели, звенят ли ветра,
По улицам Тулы идут мастера.
Мастер (с гармонью): Когда хватит радость, а может быть грусть,
Когда пора бы песню пошире затянуть,
Когда назреет пляска лихая, как огонь,
Берет Россия в руки тульскую гармонь.
Мастер (с оружием): Когда нависнут тучи с военною грозой,
Когда повеет гарью над отчей стороной,
Когда враги, как волки, ворвутся вдруг в неё,
Берет Россия в руки тульское ружье.
Мастер (с самоваром): Когда приедут в гости хорошие друзья,
Когда сияет солнце и хмуриться нельзя,
Над белою салфеткой клубится мягкий пар,
На стол Россия ставит тульский самовар.
Мастер (с пряником): А к чаю сладкий пряник подаст Россия вам,
Ведь тульский пряник издревле нравится гостям.
Все эти предметы мастера кладут на стол перед гостями.
Ведущая: Милости просим к нам в город в гости. Под последними лучами яркими открываем мы ярмарки!
Ворота открываются, появляются коробейники.
1 коробейник: Проходите, примечайте. Всё что нужно, покупайте!
2 коробейник: Кому баранок связочку? Кому песню и сказочку?
3 коробейник: Кому жареную утку? Кому нашу прибаутку?
4 коробейник: Кому коленный орешек? А кому мешок потешек?
Все коробейники хором: А веселья – для всех! Пусть звенит весёлый смех!
Исполняется пляска «Барыня с каруселью», в это время ворота убирают, остаются ларьки, все дети садятся.
Ведущая: Проходите на нашу ярмарку.
Дед: Ну, Ванятка, что тебе нравится?
Ванятка: мне, дедусь, нравятся сабли острые да ружья меткие.
Дед: Да, самопальный труд в почете с незапамятных времен.
Оружейник наш в почете и сноровист и умен.
Выходят кузнецы.
1 кузнец: Деды ладили умело и приклады и курки.
Сталь звенела, пуля пела, воздух резали штыки.
2 кузнец: Знаменитые пищали русской удали под стать
Нам в наследство завещали никогда не уступать.
3 кузнец: Как богатырь встал город русский Отчизны грозный арсенал.
Москву от недруга по-тульски, как щит, надёжно прикрывал.
Дед: А когда в Туле появились кузнецы, оружейных дел мастера?
Ведущая: Сначала по Указу царя Федора поселились особой слободой 30 кузнецов, чтобы выполнять «государства оружейное дело». Известными людьми в слободе были братья Мосоловы, Иван да Максим, Никита Орехов, Никита Антуфьев, позднее писавшийся Демидовым. Много в истории Тулы связано с именем Петра I. Есть легенды о чудо – мастерах левше и Тычке. Сказывают, приехал раз в Тулу царь Петр I: хотел основать российский оружейный завод…
Входит Петр I со слугой.
Петр I: Позвать сюда лучшего оружейного мастера! Подать мне его!
Слуга: Слушаюсь, государь (уходит за дверь, затем вталкивает мастера)
Петр I: Это ты великий ружейный мастер? Как звать тебя?
Тычка: Тычкой. Только я совсем не великий, а всего-навсего ученик Парфена Зычки, а тот ученик Никиты Дычки, а тот – Прошки Лычки.
Петр I: А починишь вот эту штуку, сделанную англицким мастером?
Тычка: Отчего не попробовать?
Туляки из покон соблюдали закон.
Коли жали зарок, так исполнят в срок.
Ничего, что печет, что с рубахи течет.
Ты рубах не жалей, ты трудись веселей…
А просьбу выполним с душой, и песня в этом поможет. Ведь душа без огня, что казак без коня!
Петр I: Ну, потрудись!
Исполнение и инсценировка песни «Во кузнице» (слова и музыка неизв. автора). Далее – танец кузнецов.
Петр I: Ну, где же ваш хваленый мастер? Какие сутки жду! (входит Тычка) Ну что, принес?
Тычка: Принес государь, исполнил, как велено.
Петр I: Да…. Вот если бы такие вещи не только чинить могли, а еще и сами делать…. Вас на руках носит можно было бы (рассматривает пистолет)
Тычка: Да у нас такие вещи подмастерья слюнями клеют!
Петр I: Что? Я тебе! (замахиваясь на Тычку) Такой пистолет! Англицкий!
Тычка: За что? За тот пистолет? Так возьми – он и даром не нужен! А вот прими, государь, другой пистолет.
Немая сцена. Герои застывают в определенных позах.
Ведущая: Оказывается, Тычка за три дня не только починил, но и сделал новый, как две капли воды похожий на англицкий пистолет.
Петр I: Славный пистоль! Раз такие мастера живут в Туле, то ВТО мой царский указ: пусть отныне в граде Туле вырастет российский оружейный завод, чтоб своими ружьями и пистолями прославлял бы он Россию! (уходит)
Дед: Да-а-а! Великие дела!
Ведущая: Ну, сделал дело – гуляй смело! Пошли дальше по ярмарке!
Ванятка: Деда, а там семечки продают!
Ведущая: Да так, от безделья грызут!
Исполнение и инсценировка песни «Семечки».
Ведущая: Наш старинный город Тула умельцами богат…
Ванятка: Смотри, дедусь! Гармонь меха рванула от Воронки до Карпат.
Выходит оркестр баянистов, у взрослых – баяны, у детей – маленькие гармоники.
1 реб-к: На радость и на счастье, как ветер прусам,
В наследство тульский мастер гармонь оставил нам.
2 реб-к: Наверно, мудрый мастер сумел в гармонь вдохнуть
И раннее ненастье, и долгий зимний путь.
3 реб-к: Соловьем гармошка пела. За душу брала:
Сердце с нею молодело, вдаль она звала.
Ансамбль баянистов исполняет песню «Кнопочки баянные» ("Кнопочки баянные" – Музыка В. Темнова,Слова В. Бутенко), группа детей танцует «Русский лирический» танец, а остальные поют.
Ведущая: Пойдемте дальше по ярмарке! (вновь входят коробейники)
1 коробейник: Вот орешки! Хорошие орешки!
Вкусные, на меду!
Давайте, в шляпу накладу!
2 коробейник: Кому пирожки? Горячие пирожки!
С пылу, с жару, гривенник за пару!
3 коробейник: Вот ниточки, вот иголочки!
Иголки не ломки!
4 коробейник: Румяна, помада – кому что надо!
Ведущая: Ваня, купи себе пирожок.
Ванятка: Дедушка, устал я, есть хочу!
Ведущая: А вот сейчас я вас тульским пряником и чаем угощу.
Довольны будете здорово,
Удовольствия – в три короба!
Дед: А где родился пряник тульский? (обращается к детям) Ну-ка, ребята, расскажите.
На середину зала выходят дети.
1 реб-к: Где родился пряник тульский?
Там, где медом в день июльский
Пахнут русские луга, а зимой метут снега.
2 реб-к: Пряник мастером замешан на цвету рябины здешней
И на песнях тех, что пели мамы нам у колыбели.
3 реб-к: Самовар родила Тула, Тула – Родина моя.
Белой скатертью взмахнула от Заречья до Кремля!
4 реб-к: Если вы с пути устали иль пришли вы после бани,
С легким паром, с мягким паром, сядем мы за самоваром:
Будем пить и веселиться – лучшего и не присниться!
Ведущая: Приглашаю вас попить чаю с пряниками. (ведущая и дед с Ваняткий выходят из зала)
Исполняется пляска под фонограмму «Пряники тульские». По ее окончании ведущая и дед с Ваняткой входят в зал.
Ведущая: Чаю с пряниками попили, - дальше в путь мы припустили.
Дед: Смотри, Ванятка, какие палатки интересные!
Коробейник (из ларька): Загляните к нам в палатку!
Вот конфеты, шоколадки, расписные сундучки,
Барабаны, палочки, шары,
Погремушки – разные игрушки!
Дед: Хороши игрушки! Веселые да расписные!
Ведущая: Жил в селе не Тульщине мастер Филимон.
Игрушки для забавы из глины делал он.
(выходят дети в костюмах под филимоновские игрушки)
1 реб-к: Раскрашивал в полоску, в зеленый, красный цвет.
Игрушка филимонова объездила весь свет.
2 реб-к: Барышни с парями, свиньи расписные,
Петухи да куры, словно как живые!
3 реб-к: Соловьем свистят игрушки те их глины
Так и хочется ребятам поплясать всем с ними!
Исполняется пляска «Филимоновские игрушки»
Ваня: Как Тула талантами богата!
Дед: Как Тула талантами сильна!
Ведущая: А если будут петь девчата – значит будет жить она!
Исполняются частушки про Тулу.
Дед: Ох, хорош город!
Но ярмарка товарами шумит, а нам еще путь дальний лежит.
Ваня: Пойдем, дедушка, дальше. Про славный город Тулу всем расскажем!
Ведущая: Доброго вам, странники, пути! (старик и мальчик уходят)
На середину зала выходят чтецы.
1 реб-к: Тула – древняя земля! Тула – Родина моя!
Город свой родной люблю и по-детски берегу!
2 реб-к: Каждый кустик и травинку, подниму с земли соринку,
Посажу у дома клен – пусть со мной взрослеет он1
3 реб-к: Чтобы в зелени ветвей мог запеть нам соловей,
Чтобы в речках вода изумрудная текла.
4 реб-к: Чтобы воздух чистым стал и исчез в нем злой метал,
Всем нам нужно потрудиться, постараться, не лениться.
5 реб-к: Предки город сохранили: кремль великий заложили.
В парках зелень и прохлада… Потрудились все, как надо!
6 реб-к: А пока мы подрастаем, садик милый украшаем.
Посмотрите, как хорош! Зеленее не найдешь!
7 реб-к: Будем тоже продолжать славный город украшать.
Пусть растет и хорошеет, с каждым годом молодеет!
Ведущая: Нашему городу много уж лет
Вам судить: хорош он иль нет!
Исполняется «Вальс о Туле». Дети покидают зал.