Данный праздник берет свое начало в 1835 году, когда в Российской империи опубликовали постановление «Об отношении между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими на оные по найму». Впервые в государстве был выдан документ, который регламентировал взаимоотношения капитала и наемных рабочих.
HR-менеджер, или менеджер по управлению персоналом (от английского «human resources») заменил кадровиков советской модели около десяти лет назад. Если раньше работники отдела кадров выполняли только рутинную работу (составление и ведение документов по устройству на работу, уходу в отпуск, увольнению), то перечень обязанностей HR-менеджера в настоящее время намного шире. Например, он может заниматься поиском соискателей, устанавливать кадровую политику организации и формировать корпоративную культуру.
Данная профессия возникла в связи с тем, что сотрудники отдела кадров, в чьи обязанности не входит забота о результативности деятельности каждого из рабочих, перестали устраивать организации. Но в некоторых небольших фирмах обязанности по найму и увольнению персонала иногда берет на себя сам владелец, а заключение контрактов (договоров) и записи в трудовых книжках возлагаются на секретаря или бухгалтера.
Как утверждают специалисты, компании обзаводятся менеджером по персоналу, когда численность штата приближается к сотне человек. Порой эту должность занимает тот же самый секретарь, но более эффективным будет нанять профессионала. Если же штат увеличивается до 150 сотрудников, то менеджеру по персоналу должны выделять помощников. В крупных компаниях существует целый отдел, который занимается вопросами управления персоналом, в нем может работать до 10-15 человек, при этом многие из них имеют узкий перечень обязанностей (обязанности по найму, обучению кадров и пр.).
В обязанности менеджера по персоналу входит поиск способов управления, при помощи которых каждый из сотрудников будет работать предельно эффективно, решая при этом возложенные на него задачи. Самое основное – это результаты, а чтобы они были, необходима серьезная мотивация. Как ее получить – вознаграждениями, рациональными должностными инструкциями, штрафами за промахи, помещением фотографии на доску «Лучший работник месяца» - должен определить сам специалист по персоналу, полагаясь только на собственные представления об эффективности данных методов. К примеру, можно организовать конкурс, какое из подразделений (магазинов, отделов и т.д.) сможет реализовать наибольшее количество продукции. Презентами могут выступать бонусы, премии, страховые полисы, льготный проезд, путевки или даже собственная продукция (например, некоторые сотрудники табачной компании «PhilipMorris» в РФ каждый месяц получают по нескольку блоков сигарет фирмы).
Кроме того, на работников отдела по персоналу обычно возлагают еще одну обязанность: способствование росту профессионального уровня штатных сотрудников фирмы. Для установления квалификации применяются аттестации, которые проводятся в виде письменного теста или собеседования. А для повышения уровня профессионализма используют различные тренинги и учебные программы, направляют работников на занятия в специальные компании или в собственный тренинг-центр. В более современных организациях для каждого из сотрудников, за исключением, конечно, технического персонала, вырабатывается индивидуальная концепция карьерного роста, согласно которой проводятся конкретные учебные программы.
По общему мнению работников в области human resources, менеджер по персоналу – достаточно перспективная профессия. Они утверждают, что все больше и больше российских компаний начинают уделять внимание проблеме эффективности подбора персонала, поскольку это имеет немаловажное значение в борьбе с конкурентами. В настоящее время специалисты данной направленности зарабатывают достаточно неплохо, особенно если они работают в иностранных компаниях. Со временем большинство руководителей все больше понимают, что главное – это кадры, а значит возрастает спрос на тех людей, которые способны увеличить эффективность этого важнейшего ресурса.