Цель: Закреплять знания о космосе, развивать ловкость, быстроту, внимание, воображение. Воспитывать патриотические чувства
Материал и оборудование. Мультимедийный проектор, слайды (портреты Гагарина, Терешковой, Солнечная система, планеты Солнечной системы, телескоп, луноход, космический корабль) . Макеты планет Солнечной системы в виде шапочек, костюмы марсианина и марсианки, состоящие из 7-8 деталей. Аудиозаписи: музыка группы «Зодиак». Физкультурный инвентарь : стойки, обручи, в том числе обруч черного цвета, два мяча.
В зале дети старшего дошкольного возраста и гости. Дети располагаются по периметру зала, у главной стены мультимедийный экран.
Инструктор физического воспитания (далее И.) . 12 апреля наша страна отмечает праздник День Космонавтики. Поэтому сегодня я предлагаю всем нам совершить экскурсию в планетарий. Планетарий — это учереждение, где можно узнать много интересного о планетах и звездах, астрономии и космонавтики. Итак, мы перенеслись с вами в планетарий и очутились в зале, где представлена история освоения космоса. На экране вы видите портреты, кто изображен на них? (Выслушивает ответы детей).
Юрий Гагарин известен всему миру. В честь его подвига 12 апреля стали отмечать как Международный день полета человека в космос. А на втором портрете- первая женщина космонавт — Валентина Терешкова. Мы гордимся, что именно граждане нашей страны стали первыми, кто побывал в космосе.
Теперь проследуем во второй зал (На экране — космический корабль) .
Что это за аппарат? Для чего он предназначен? (Выслушиваетответы детей) .
Игра. «Космодром».
Ребенок. Ждут нас быстрые ракеты
Для полета на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
(Дети под музыку бегают по залу, где на полу лежат обручи. При остановке музыки, каждый ребенок старается найти свободное место в обруче. Игра повторяется 2-3 раза. Количество обручей можно уменьшать.)
И. : Дети, как называется состояние, в котором находятся космонавты во время полета? (Слушает ответы детей) .
На Земле очень трудно показать состояние невесомости. Но мы попробуем.
(Под медленную композицию группы «Зодиак» дети изображают невесомость.)
И. : Мы продолжаем нашу экскурсию в зале, где представлены планеты Солнечной системы. (На экране появляется изображение Солнечной системы) .
В Солнечную систему входят Солнце и восемь планет. Среди планет есть большие и малые, одни находятся ближе к Солнцу, другие — дальше. Каждая из планет вращается вокруг Солнца по своей орбите. Ни одна из планет никогда не сталкивается с другой и не покидает пределы Солнечной системы.
Поговорим о каждой планете.
Самая близкая к Солнцу планета это Меркурий. По размерам он меньше Земли, у него твердая, каменистая поверхность. На этой планете очень жарко потому, что Меркурий находится ближе всех к Солнцу.
Артем. Меркурий — ближайшая к Солнцу планета,
Залит он лучами горячего света,
Так много ему достается лучей,
Что эта планета других горячей!
Так быстро Меркурий бежит по орбите,
Как будто торопит: «Меня догоните! »
И. : Вторая от Солнца планета — Венера. (На экране появляется изображение Венеры) . Венеру называют то Утренней, то Вечерней звездой, ведь в разное время года она появляется в небе то на заре, то в ранних сумерках, когда звезд еще не видно. Венера светится в темном небе как кристаллик горного хрусталя, и кажется удивительно красивой! Поэтому ее и назвали в честь богини красоты — Венеры!
Аня. В честь богини красоты
названа, Венера, ты!
В темных небесах сияешь,
Красотой нас одаряешь!
И. : Наша Земля — третья от Солнца планета (на экране изображение Земли и ее спутника Луны) . На ней сложились благоприятные условия для жизни животных, растений и людей.
Катя. Жизнь на Земле это разве не чудо?
Бабочки, птицы, жучок на цветке.
Жизнь на земле вы найдете повсюду -
В самом далеком, глухом уголке!
И. : У Земли есть естественный спутник — Луна. На Луне нет воздуха и воды, следов жизни не обнаружено. Мы же отправим свои луноходы для исследований грунта (на экране фотография лунохода. Для этого нам надо разделиться на две команды.
Дети строятся в шеренгу, рассчитываются на «Первый, второй».
Эстафета «Луноход». Дети двигаются движением «каракатица» зажав между корпусом и ногами мяч. Огибают стойку, возвращаются обратно, передают мяч следующему участнику.
По окончании эстафеты команды поворачиваются друг к дугу.
И. : Марс — четвертая планета Солнечной системы. Он вдвое меньше Земли. (На экране — фото Марса) .
Кирилл. Марс — таинственная планета.
Она по размерам чуть больше Луны,
Из -за кроваво — красного цвета
назвали планету в честь бога войны.
И. : Раньше люди допускали возможность жизни на Марсе, писатели — фантасты опубликовывали свои книги об этом. Жителей Марса они называли марсианами.
Марсиане, где же вы?
Все мы — жители Земли,
В гости к вам скорей спешим,
Познакомиться хотим!
Не выходят марсиане,
Не хотят позировать,
А какими они будут,
Станем фантазировать!
Проводится эстафета «Марсиане». От каждой команды выбирается по одному ребенку. В одной команде это девочка «марсианка», в другой - мальчик «марсианин». Эти дети находятся на другом конце зала. Рядом с каждым ребенком находится стол, где лежат детали костюмов количеством, совпадающим с количеством детей в команде. С началом музыки дети поочередно бегут к своему «марсианину», одевают на него один из элементов костюма, затем передает эстафету следующему игроку. Побеждает команда, первая нарядившая своего «марсианина». «Марсианин» с «марсианкой» под музыку, взявшись за руки, совершают круг по залу.
И. : Пятая от Солнца планета — Юпитер. Это самая большая планета Солнечной системы. (На экране - изображение Юпитера) .
Демьян. Юпитер больше всех планет,
Но Суши на планете нет.
Повсюду жидкий водород
и лютый холод круглый год!
И. : Шестая от Солнца планета - Сатурн (на экране - изображение Сатурна) .
Ваня. Сатурн - красивая планета
Желто - оранжевого цвета,
И кольцами камней и льда
Окружена она всегда!
Игра: «Кольцо Сатурна». Дети по пять - шесть человек вращают обруч на талии. Из победивших в своих группах затем проводится финал.
И. : Все эти планеты: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн Видны невооруженным глазом. Для знакомства с другими планетами нам понадобится телескоп (на экране — изображение телескопа) .
Следующая планета, которую мы видим это Уран. Это единственная планета, которая вращается лежа на боку. (На экране - фотография Урана) .
Диана. Уран — лежебока, и встать ему лень.
Подняться планете невмочь.
Сорокалетие длится там день
И сорокалетие ночь.
И. собирает всех детей в круг, в руке обруч черного цвета.
Черная дыра, что это такое?
Всем нам непонятное,
Страшное и злое.
Дыра всегда стремится
планеты поглотить
и страшным притяженьем,
как сетью захватить.
Дети играют в игру «Ловишка с обручем». Ловишка - «черная дыра» выбирается считалкой:
По порядку все планеты назовет любой из нас:
Раз -Меркурий, два - Венера, три Земля, четыре Марс.
Пять -Юпитер, шесть -Сатурн, семь -Уран, за ним -Нептун,
Он восьмым идет по счету, а за ним уже потом
И девятая планета под названием Плутон.
Пойманные обручем дети садятся на свои места.
И. : Мы продолжаем наше путешествие. Нептун- восьмая от Солнца планета. Она кажется темно- голубой. Наверное, ее поэтому и назвали в честь бога воды Нептуна.
Маша. Планета Нептун от Земли далеко,
Увидеть ее в телескоп нелегко.
От Солнца по счету планета восьмая,
Царит на ней вечно зима ледяная.
И. : Плутон- девятая по счету планета. Она настолько мала. что ученые причислили ее к карликовым планетам. (На экране появляется изображение Плутона и его спутника Харона) .
Марина. Несется в пространстве далекий Плутон.
Он Солнца лучами едва освещен.
А чтоб не скучал в одиночестве он,
С ним спутник летит под названием Харон!
И. : Мы с вами проведем эстафету - «Спутник».
Дети делятся на две команды. По сигналу первый участник бежит до стойки. Обегает ее, бежит обратно, берет за руку следующего игрока. Вместе они обегают стойку, возвращаются к своей команде,
после чего первый ребенок остается на месте., встает в конец колонны. А второй -берет за руку следующего в команде и продолжает бег. Эстафета проводится до тех пор, пока все дети не побывают «планетами» и «спутниками».
И. : Наше путешествие подходит к концу. Я предлагаю вам проверить свои знания поиграв в игру «Закончи строку».
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный. (телескоп) .
Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет,
Нам расскажет обо всем
Умный дядя - … (астроном) .
Знает этот звездочет
Звезды все наперечет,
Дарит Солнце жизнь планетам,
Нам -тепло, хвосты - … (кометам) .
Только лучше всех видна
В небе полная. (Луна) .
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая … (ракета) .
У ракеты есть водитель -
Невесомости любитель.
По — английски астронавт,
А по — русски - … (космонавт) .
Свет быстрее всех летает,
Километры не считает.
Все кометы облетел,
все на свете осмотрел.
Видит, в космосе нора,
Это -. (черная дыра) .
В черных дырах чернота
Чем -то черным занята.
Там окончил свой полет
Межпланетный. (звездолет) .
Звездолет- стальная птица,
он быстрее света мчится, Познает на практике
Звездные … (галактики) .
А галактики летят
Врассыпную, как хотят.
Очень здоровенная
Вся эта - … (Вселенная!
Вы молодцы, ребята. Пора и отдохнуть. Поиграем в игру «Космические фантазии». Дети ложатся на пол и или, закрыв глаза, представляют себе звездное небо или изображают кометы, планеты или объединившись друг с другом изображают созвездия. По окончании музыки, выслушиваются комментарии детей по поводу их фантазий.
Дети рассаживаются на стульчики. На экране появляется изображение Земли, вокруг фоном — цветы, радуга, птицы.
Катя. Есть одна планета — сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Дети (вместе)
Береги свою планету-
Ведь другой, похожей, нету!
И. : Давайте будем любить и беречь свою планету!
На этом наша экскурсия заканчивается, если вам она понравилась, то вы можете вместе с родителями сходить в настоящий планетарий и дополнить свои знания.
Всех детей угощают конфетами с космическим названием, например «Метеорит».