Традиционный народный праздник отмечался на Руси 22 марта, в День Сорока мучеников (в народе – сороки. В этот день закликали весну, встречали перелетных птиц, пекли из теста жаворонков. Сейчас во многих учебных заведениях отмечают День птиц, который не только возрождает старые традиции, но и играет большую роль в экологическом воспитании школьников. Праздник помогает школьникам лучше узнать и полюбить птиц, живущих рядом, пробуждает интерес к родной природе и ее охране.
Участники праздника
Праздник можно проводить на базе школы – тогда команды формируют классы, в масштабе города, при участии школьных команд, или среди биологических и туристских кружков.Количество участников не ограничено.
Условия проведения Дня птиц
Для участия в Дне птиц командам надо:
· Заранее построить искусственные гнездовья, а также определить, где их вешать;
· Нарисовать плакаты, посвященные птицам, живущим в городе и окрестностях (изобразить птицу, привести сведения о ней, а также свои наблюдения);
· Выполнить поделки из любых материалов на тему «Птицы»;
· Испечь печенье «Жаворонки».
Рекомендуется также для участия в конкурсной программе вспомнить, какие птицы живут в городе и его окрестностях, ознакомиться с литературой о них, вспомнить песни, пословицы и поговорки о птицах.
Программа Дня птиц
14-00 – 15-30 Развешивание искусственных гнездовий в парковых зонах.
16-00 Чаепитие с «жаворонками».
16-00 – 16-30 Выставка рисунков и поделок на «птичью» тематику.
16-30 – 18-00 Конкурсы, игры, викторины в помещении
Определение результатов и награждение победителей
Команды и участники, показавшие наилучшие результаты в конкурсах, награждаются дипломами и призами, им выдаются специальные «Птичьи права».
Первая часть праздника проходит на свежем воздухе – в парке, сквере или на школьном дворе. После развешивания скворечников начинаются конкурсы и игры.
Первый конкурс– пропуск на праздник: разгадываем загадки.
Не княжецкой породы, а ходит в короне, не ратный ездок, а с ремнем на ноге, не сторожем стоит, а всех рано будит.
(Петух)
В одной квашне два притвора.
(Яйцо)
Два раза родился, ни разу не крестился, всем людям пророк.
(Петух)
Белые хоромы, красные подпоры.
(Гусь)
Летел пан, на воду пал, воды не замутил, себя не погубил.
(Перо)
Что всяк поднимет, а силач через избу не перекинет?
(Перо)
Что в стену не воткнешь?
(Яйцо)
Катится бочка, нет на ней ни сучочка.
(Яйцо)
Рук нет, а строить умеет.
(Птица)
Без рук, без топоренка построена избенка.
(Гнездо)
Сторожем не состоит, а всех будит рано.
(Петух)
Впереди шильце, сзади вильце, снизу – бело полотенце, сверху – синенько суконце.
(Ласточка)
В болоте плачет, а из болота нейдет.
(Кулик)
Белее снега, чернее сажи, выше дома, ниже травы.
(Сорока)
Не человек, а говорит.
(Попугай)
Ходит царь по городу, поет во всю голову.
(Петух)
Маленький мальчишка в сером армячишке, по дворам шныряет, крохи собирает, в полях кочует – пшено ворует.
(Воробей)
Лопатой ходит, а рогом траву ест.
(Гусь)
Сколько надо взять «А», чтобы получить птицу?
(Сорок)
ИГРЫ ВОЛЬНЫХ ПТИЦ
ВОРОНЫ И ВОРОБЬИ
На расстоянии 1 – 1,5 метра чертятся две параллельные линии. От них отмеряется еще 4 – 5 метров и прочерчиваются еще по линии. Первые две линии – это линии старта, вторые – «домики». Команды выстраиваются спиной друг к другу около первых линий, т.е. на расстоянии 1 – 1,5 метра. Команд две, одна из них называется «воробьи», а вторая – «вороны». Ведущий встает между командами и называет слова: воробьи или вороны. Если ведущий сказал «вороны», то вороны догоняют воробьев, которые пытаются убежать за вторую линии, то есть спрятаться в «дом». Все пойманные воробьи становятся воронами. Если ведущий говорит «воробьи», то воробьи бегут и ловят ворон. Игра может продолжаться до тех пор, пока в одной команде не останется играющих. Или игра идет определенное количество раз, и тогда побеждает команда, в которой окажется больше играющих.
КУРИЦА И ЦЫПЛЯТА
В команде играющих выбираются «коршун» и «наседка». Все остальные играющие – «цыплята». Цыплята выстраиваются в шеренгу друг за другом, крепко держа друг друга за талию. Впереди шеренги – наседка. Целью коршуна является утащить из «выводка» цыпленка, а цель наседки – не дать ему это сделать. Если коршуну удается разорвать цепочку и выхватить одного из цыплят, то коршун становится наседкой, а похищенный цыпленок – коршуном.
БОЙ ПЕТУХОВ
Для этой игры надо прочертить круг диаметром 2-3 метра. Соперники – «петухи» встают на одну ногу и пытаются, прыгая, вытолкнуть соперника из круга. Касание земли второй ногой засчитывается как поражение.
ПТИЦЕЛОВ
Для этой игры понадобится толстая веревка, на конце которой завязан узел. С помощи считалки выбирается водящий – «птицелов». Он крутит веревку примерно на уровне колен, то ускоряя, то замедляя вращение, стараясь задеть кого-нибудь из играющих – «птичек». Птички же стараются перепрыгнуть через веревку, не поддаваясь на уловки птицелова. Пойманная «птичка» водит в следующем туре.
СОВА (ЖМУРКИ)
В эту игру можно играть в помещении или на улице. Если играют на улице, то очерчивают на земле границу, за которую нельзя заходить. С помощью считалки выбирают водящего – сову. Ему завязывают глаза и выводят на середину круга. Сова должна поймать «птичку» – одного из играющих. Если сова выходит за пределы круга, птички начинают чирикать. Водящий должен поймать и опознать играющего, после чего тот становится совой.
ЧТО НИ ШАГ, ТО ПТИЦА
Все играющие встают в линию и начинают по одному, по порядку называть птиц, делая одновременно с этим один шаг вперед. Названия птиц не должны повторяться. Тот, кто не может больше назвать птицу, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто вспомнит больше названий птиц и сделает больше шагов, чем все остальные.
ЦАПЛЯ
Играющие встают в круг, по команде ведущего поднимают одну ногу, согнув ее в колене и прижимая ее к бедру второй ноги. После того, как все играющие попробовали изобразить цаплю, начинается соревнование на выносливость: приняв эту позу, играющие закрывают глаза и стараются простоять в ней как можно дольше. Выигрывает тот, кто продержался так дольше других.
ВОРОНА
В промежутках между играми на выносливость играющим предлагается изобразить ворону, резкими сильными движениями поднимая прямые руки вверх через стороны и опуская их вниз, как бы стараясь оторваться от земли. Выигрывает тот, кому удастся взлететь.
АИСТ
Играющие встают прямо, держа ноги вместе. Прямые руки поднимают вверх и затем нагибаются вперед, не меняя положения рук. Наклон должен быть полным, руки должны доставать до земли, желательно упереться в землю ладонями, не сгибая ноги. После того, как играющие усвоили это упражнение, они соревнуются на выносливость: надо простоять в этом положении как можно дольше. Выигрывает тот, кто простоит так дольше всех.
ЛАСТОЧКА
Играюшие вытягивают руки вверх, затем наклоняют туловище вперед до горизонтального положения, отводя при этом одну ногу назад (также до горизонтального положения). После того, как все попробовали изобразить ласточку, они соревнуются на выносливость. Выигрывает тот, кто простоит так дольше всех.
После подвижных игр дети собираются в кружок, разучивают «заклички», съедают по испеченному заранее «жаворонку», а остатки кидают птицам.
Окликание весны
Жизнь наших предков очень сильно зависела от природных условий, прежде всего, от погоды. Благополучие крестьянской семьи зависело от того, вовремя ли провели сев, успели ли вовремя укрыть сено от дождя, убрать осенью урожай. Земледельцы внимательно следили за ветрами и облаками, туманами и росами, за поведением животных и птиц.
Дня весеннего равноденствия ждали всю долгую зиму и встречали его праздничными обрядами. 22 марта церковь отмечает день памяти сорока мучеников. В народе этот день называется «сороки». Считалось, что с этого дня до наступления тепла остается сорок утренних морозов. Сорок дней, начиная с этого, хозяйки выбрасывали из окна хлебные кусочки со словами:
Мороз, красный нос,
Вот тебе хлеб и овес,
А теперь убирайся,
Подобру-поздорову!
На сороки обычно ходили «окликать весну» – на высоком открытом месте пели протяжные, зазывные песни-веснянки, «гукали».
Сейчас мы с вами попробуем исполнить веснянку. Сначала нам надо «прочистить голоса». Для этого надо как можно громче кричать: Йа! Йе! Йи! Йо! Йу! Теперь попробуем гукнуть: Гу!
После запева, по мановению палочки, надо всем вместе громко и протяжно крикнуть: Гу!
Благослови, мати,
Весну заклинати.
Рано, рано,
Весну заклинати. Гу!
Весну заклинати,
Зиму провожати.
Рано, рано,
Зиму провожати. Гу!
Зимочку в возочку,
Летечко в челночку.
Рано, рано,
Летечко в челночку. Гу!
На сороки обычно пекли «жаворонков», «куличков», «чувилек», отдавали их детям, и те выбегали на высокое место закликать жаворонков, а с ними и весну. Печеных «жаворонков» насаживали на шесты, на ветки или на вилы, а затем что есть силы кричали «заклички»:
Жаворонок!
Жаворонок!
На тебе зиму,
А ним лето,
На тебе сани,
А нам телегу!
Или:
Жаворонки, жаворонки,
Катитеся колесом,
Ваши дети за лесом
Связаны поясом.
В разных местах заклички были разные. Были и такие слова:
«Весна красна,
На чем пришла?»
- «На жердочке,
На бороздочке,
НА овсяном колосочке,
На пшеничном пирожочке».
- «А мы весну ждали,
Клочки допрядали».
Летел кулик из-за моря,
Принес кулик девять замков.
«Кулик, кулик,
Замыкай зиму,
Замыкай зиму,
Отпирай весну,
Теплое лето!»
Птичек съедали, а часть их оставляли на ветвях, на овинах и сараях. Иногда в жаворонков запекали на счастье монетки, угольки.
(См. Приложение)
После этого ребята переходят в помещение и начинается конкурсная программа. Победители отдельных конкурсов отмечаются «птичками»
КОнкурсная программа «Дня птиц»
Разминка
В качестве разминки предлагается ответить на ряд вопросов. Тот, кто первым угадает, о чем идет речь, должен позвонить в колокольчик и назвать ответ, пояснив, какие качества человека и птицы позволяют их сравнивать.
За правильный ответ вы получите «птичку» (за личные заслуги, маленькую).
1. Так называют человека, который очень хорошо поет. (Соловей).
2. Так говорят о человеке, который упустил что-либо. (Проворонил).
3. О мужчине, который изо всех сил старается понравиться женщине говорят, что он распускает хвост этой птицы. (Павлин).
4. Так называют людей, спор которых вот-вот перейдет в драку. (Петухи).
5. О человеке, которому неуютно, говорят, что он нахохлился как эта птица. (Воробей).
6. Так называют влюбленных. (Голубки).
7. Так называют человека, который разносит сплетни. (Сорока).
8. Так называют доброго, милого, родного человека. (Ласточка).
9. Так называют человека с необычайно раздутым самомнением. (Индюк).
10. Так называют плохую мать. (Кукушка).
11. С этой птицей сравнивают человека, который пытается спрятаться от опасности. (Страус).
12. Так называют мужественного, сильного человека. (Орел).
Жили у бабуси два веселых гуся
Прошу команды для этого конкурса встать (сесть) в отдалении друг от друга, чтобы не мешать участникам команды совещаться друг с другом. В этом конкурсе вам надо будет называть песни о птицах или песни, в которой упоминаются птицы (надеюсь, что вы заранее их вспомнили). Итак, «вожаки стай» приглашаются на стартовую линию. Команды по очереди исполняют по 1 куплету «птичьей» песни, не повторяясь. После исполнения песни «вожак» делает шаг вперед. Если команда не сможет назвать песню до удара гонга, то она выбывает из дальнейшего соревнования. Побеждает та команда, которая знает больше всего песен.
Команде-победительнице присваивается большая командная «птица».
Уютное гнездышко
Сейчас вам предстоит построить гнездо из веток и травинок. Работаем всей командой.
Награда за построенное гнездо – большая командная «птица». Трудно было строить? А ведь птички строят гнезда клювами и лапками. Не хотите ли попробовать еще раз – клювиками?
Загадочный конкурс
В этом конкурсе вам надо будет отгадать, какая птица описана в стихотворении. Если догадались – не кричите, а из букв, лежащих на столе, составьте нужное слово (в том падеже, в котором оно должно стоять в стихотворении – падежи помните?). Затем команда возьмет буквы в руки и выстроится так, чтобы все могли прочитать слово-ключ. Здесь вам не только надо будет быстро догадаться, о ком идет речь, но и быстро составить слово. Приготовились? Все ясно? Начинаем.
Награда – 1 командная «птица» за одну загадку.
Всех перелетных птиц черней,
В пашне ищет он червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица… (грач).
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля…
Узнаете? Это… (цапля).
Трещала с самого утра:
«Пор-р-ра! Пор-р-ра!».
А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит… (сорока).
В лесу ночном горюет птица,
Она назвать себя боится.
– Ку-ку… Ку-ку…
Не спит опушка,
А птицу эту звать… (кукушка).
Зимой на ветках – яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (снегири).
На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нем?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться,
Два могучие крыла
У хозяина … (орла).
Обожаю непогоду,
Очень уважаю воду.
Я от грязи берегусь,
Чистоплотный серый… (гусь).
Мы построили вдвоем
Для гостей весенних дом,
А верней сказать – дворец.
Прилетай сюда… (скворец).
Ночь, как смоль,
черным-черна.
Серой птице не до сна:
Меж кустов, как тень, скользит,
Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко,
А как крикнет, станет жутко,
Вздрогнет спящая трава.
Это ухает… (сова).
Птица счастья завтрашнего дня
Ребята, кто из вас знает, какие художники рисовали птиц? (За ответы – маленькие «птички»). Сегодня вы тоже сможете почувствовать себя Саврасовыми. Наш следующий конкурс – рисовальный. Команды приглашаются на старт. Просим встать в очередь друг за другом. На листе бумаги надо нарисовать птицу, но не всю сразу, а по частям, один человек – 1 фрагмент. Причем рисовать надо ту часть птицы, которую вам скажет судья на старте. Оцениваться будет не только скорость, но и качество исполнения вашего шедевра.
Порядок рисования: клюв, нога, крыло, хвост, глаз, тело, вторая нога, голова, украшения, название.
Награды – большие «птицы», 1 за скорость и 2-3 за качество.
Птица с характером
Следующий конкурс – артистический. Сначала давайте все попробуем изобразить веселых, оживленных птичек. А теперь хищных, высматривающих добычу. Теперь прошу освободить середину зала и выбрать по одному добровольцу от каждой команды. В дальнейшем все смогут попробовать себя в актерском мастерстве, так как заданий будет несколько.
Есть такая очень известная книга немецкого натуралиста Брэма «Жизнь животных». Там он не только описывает внешний вид животных и птиц, но и рассказывает об их поведении, наделяя их характерами. Сейчас я буду медленно читать описание птиц, а наши избранники будут в это время изображать читаемое жестами, движениями, звуками, вживаясь в образ.
Судейское жюри оценивает актерскую работу и награждает за самые яркие образы личными «птичками».
Характеры птиц (По Брэму)
1. Горихвостка. Горихвостка – веселая, подвижная и деятельная птичка. Она проворна и легка, ловко прыгает и летает и превосходно кувыркается в воздухе; полет ее столь искусен, что она может ловить добычу на лету и часто догоняет и проглатывает в воздухе летающих насекомых. Пение ее неблагозвучно и часто прерывается неприятным трещанием. Горихвостки иногда заводят знакомства с другими птицами, иногда переходящие в дружбу.
2. Дрозд. Дрозды – это ловкие, подвижные, умные и одаренные большим искусством петь птицы. Они общительны, хотя их и нельзя назвать миролюбивыми. Хорошие и дурные качества переплетаются в их характере. Вообще это ловкие, проворные летуны, но при испуге они неуклюже порхают над землей. В умственных способностях этих птиц нельзя сомневаться: они не только умны, смелы и недоверчивы, но даже хитры и осторожно расчетливы. Хотя дрозды нередко ссорятся между собой, но все же не могут жить друг без друга, и один дрозд всегда идет на призывный звук другого.
3. Дубонос. Отличительными признаками этого рода являются: очень сильное и плотное телосложение, необыкновенно большой, толстый клюв, короткие, сильные ноги с острыми когтями, широкие крылья и короткий хвост. Дубонос – несколько неуклюжая и ленивая птица; он обыкновенно долго сидит на одном и том же месте, мало шевелится и редко решается сразу спорхнуть с ветки. Летает тяжеловесно и шумно, но все же двигается на лету довольно быстро. Умственные способности его не отвечают этим внешним его качествам. Это очень осмотрительная, хитрая птица, которая с осторожностью заботится о безопасности.
4. Ворон. Полет ворона очень красив; при быстром полете он несется почти по прямой линии, сильно ударяя крыльями; часто он долго парит, описывая красивые круги. По земле он ходит со смешной важностью; сидя на ветке, держится или горизонтально, или совершенно прямо. Ворон часто нападает на животных. Ворует вещи и еду и прячет краденое. Он отлично выучивается говорить и даже разумно применяет слова. Тот, кто не признает у животных ума, пусть подольше наблюдает ворона.
5. Вертишейка. Это ленивая, довольно неуклюжая птица, двигающаяся лишь тогда, когда это очень необходимо; в ней вовсе не замечается неутомимости и резвости других дятлов. Птичка эта выказывает необыкновенную способность вертеть шеей. Все необыкновенное ее раздражает, заставляет строить гримасы, которые тем страннее, чем больше она бывает испугана. Она вытягивает шею, нахохливает головные перья и распускает хвост веером; или же она вытягивает все туловище, наклоняется вперед, закрывает глаза и испускает странное глухое воркотание. Не подлежит никакому сомнению, что этим вертишейка хочет напугать своего врага.
6. Перепелка. Перепелку нельзя назвать ни красивой, ни одаренной птицей, но, несмотря на это, она привлекает всеобщее расположение. Этим она обязана своему звучному призывному крику. Кроме этого крика, она издает еще много разнообразных звуков. Ходит перепелка скоро, но неуклюже, втянув голову, опустив хвост и кивая на каждом шагу; летают быстро, порывисто и шумно, но неохотно и спасаются от преследователей всегда бегством. Сообразительность перепелки довольно слаба; кроме того, она очень боязлива и, подвергаясь преследованию, поступает самым сумасбродным образом: она, например, воображает, что будет в безопасности, если спрячет свою голову под крыло.
7. Деревенская ласточка. Ласточка – чрезвычайно живая, резвая. Смелая птичка, всегда очень нарядная. Веселое расположение духа у нее нарушается только очень дурной погодой и недостатком пищи. Она летает быстрее, разнообразнее и ловчее других птиц: парит, бросается с быстротой молнии то вбок, то вверх, то вниз, вдруг почти падает до земли – и все это проделывает с изумительной ловкостью. Для отдыха она выбирает выдающиеся пункты, удобные для прилета и отлета: здесь греется она на солнце, поправляет и приглаживает свое оперение и поет.
8. Выпь. Выпь отличается плотным телом, длинной, но толстой шеей, широкими крыльями. В искусстве принимать странные позы она превосходит даже цапель. Если она хочет обмануть, то садится на пятки и вытягивает вверх туловище, шею, голову и клюв, так что они образуют одну прямую линию, и птица становится похожа на что угодно, только не на птицу: ее легко принять тогда за старый острый кол. Леность, равнодушие и медлительность, трусость и подозрительность, хитрость и коварство, злобность и лукавство составляют отличительные черты ее нрава. Крик ее очень странен он похож на рев быка, который ночью слышится на расстоянии 2-3 верст и возбуждает страх у суеверных людей.
9. Жаворонки. Жаворонки хорошо ходят по земле, хотя и полет их замечателен своим разнообразием. Спеша, они летят чрезвычайно быстро; во время же пения они, вспархивая, разом взвиваются к небу, описывая большую спираль; оттуда они спускаются сначала медленно, а затем вдруг, сложив крылья, как камень, падают на землю. Органы внешних чувств у жаворонков развиты хорошо, понятливость же, напротив, довольно слаба. Большинство жаворонков хорошие певцы, песни их чрезвычайно разнообразны.
10. Чайка. По внешности чайки – привлекательные птицы, отличающиеся изящными движениями и красивой гордой осанкой. Ходят они довольно скоро, хорошо плавают и продолжительно и долго летают. В нырянии они тоже довольно искусны. Зато голос их не может быть назван приятным, так как состоит из громких каркающих и трескучих звуков. Чайки – умные и понятливые птицы, замечающие все происходящее кругом. Они храбры и смело вступают в бой с врагами; друг с другом живут довольно мирно, но завистливы и недоверчивы. Обиженная или раненая чайка сообщает о своем несчастье всем подругам, и они сообща дают отпор опасности.
11. Журавль. Все движения журавля изящны; все проявления его довольно высоко развитых способностей привлекают внимание. Крупная, подвижная и смышленая птица прекрасно осознает свои достоинства и выражает это в самых разнообразных поступках. Ходит она грациозно и мерно, с сознанием своей красоты, без труда поднимается на воздух, немногими широкими ударами сильных крыльев достигает желаемой высоты и летит ровно и неторопливо, но быстро и энергично. Когда придет журавлю охота, он забавляется веселыми прыжками, шаловливыми движениями, странными позами; играя, поднимает с земли щепки и камешки, бросает на воздух и ловит их снова; танцует, прыгает, быстро бегает взад и вперед и самыми разнообразными движениями выражает свою жизнерадостность.
Узнаю я их по голосам
А сейчас вашему вниманию предлагаются звуковые конкурсы.
Награда за 1, 2 конкурс – личные «птички», за 3 - командные «птицы».
Задание 1. Чей это голос? (Для этого конкурса необходимо иметь записи голосов птиц).
Птица 1: домовый воробей.
Птица 2: соловей.
Птица 3: голубь.
Птица 4: большой пестрый дятел.
Птица 5: грач.
Птица 6: сорока.
Птица 7: утка кряква.
Птица 8: большая синица.
Птица 9: галка
Птица 10: вальдшнеп.
Птица 11: свиристель.
Птица 12: иволга.
Птица 13: коростель.
Птица 14: вяхирь.
Задание 2. Изобразите голос птицы.
Пустельга, ястреб-тетеревятник, серая неясыть, белая трясогузка, ворон, московка, снегирь, зеленушка, серая славка, пеночка-весничка, зарянка, коноплянка, зеленая пересмешка.
Задание 3. Все изображают птичий хор
Спектакль, концерт
Демонстрация инсценировки на весенне-птичью тематику, авторские песни о птицах.
А теперь переходим к маленьким конкурсам, в которых принимают участие команды в полном составе. На каждый конкурс дается 10 минут, после чего команды меняются «станциями».
Птичьи премудрости
В этом конкурсе каждому человеку из команды дается задание собрать пословицы о птицах. В конверте находятся три разрезанных на части пословицы, каждая из которых набрана своим цветом.
Награда (маленькая «птичка») выдается за каждую правильно собранную пословицу.
1. Птицу узнают в полете, а человека в работе.
Воробей под кровлю, а сова на ловлю.
Лучше умереть орлом, чем жить зайцем.
2. Человек без родины, что соловей без песни.
Ворон ворону глаза не выклюет.
Журавль межи не знает и через ступает.
3. Всякая птица своим носом сыта.
Орлы бьются, а молодцам перья достаются.
Ласточка день начинает, а соловей вечер кончает.
4. Ждала сова галку, да выждала палку.
Куда ворона летит, туда она и глядит.
Уступи курице гряду – она весь огород возьмет.
5. Кукушка кукует, по бездомью горюет.
Одна ласточка лета не приносит.
Щиплет сокол галку, поглядывает на палку.
6. Красна пава перьем, а человек ученьем.
Всякая птица свои песни поет.
Как бы не сойкин язычок, кто бы о ней знал.
7. Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки.
Не поймав, курицы не щиплют.
Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
8. Не робей, воробей, – синицу поймали.
Попался как кур в ощип.
Рада бы курица на свадьбу не идти, да за хвост волокут.
9. Нет в поле дерева, где бы птица не сидела.
Один гусь травы не вытопчет.
На что вороне большие хоромы, знай ворона свой куст.
10. Птица по зернышку клюет, да сыта живет.
Не учи белого лебедя плавать.
Бывали у вороны большие хоромы, а нынче и кола нет.
11. Ворона за моря летала, а умней не стала.
Воробьев бояться – проса не сеять.
Птицу приманивают кормом, а человека словом.
12. На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Коготок увяз – всей птичке пропасть.
Не надобна соловью золотая клетка, лучше ему зеленая ветка.
13. Поет что соловушка, да пуста головушка.
Без хвоста и ворона не красна.
Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.
14. Перелетный соловей – то на липу, то на ель.
С курами ложись, с петухами вставай.
Ходит журавль по болоту, нанимается на работу.
15. Ранние пташки росу пьют, поздние слезы льют.
Пуганая ворона и куста боится.
Полетели за море гуси, прилетели тож не лебеди.
16. Метил в ворону, а попал в корову.
Воля птичке лучше золотой клетки.
Сорока в платье и ворона в платье, будет платье и на нашей братье.
Весенний ветер
Весенний ветер подул и перемешал все буквы в словах – названиях птиц, живущих в наших краях. Выберите по листочку с «запутавшимися» буквами и попробуйте расставить их в правильном порядке. Если отгадали одно название – можете взять следующее, пока не отгадаете всех птиц или не кончится время.
За 1 правильно угаданную птицу выдается 1 «птичка».
ГВОХОРИСТКА
ОКВАСНЯ
КОСТАЧАЛ
СУХЫЛА
СОНОБУД
ПАЛЯЦ
ГИРЬНЕС
НЕЛЕШУКАЗ
НЕКОПАЧ
МОРДОКОЗИ
ТЕРИШВЕЙКА
ВЕЛОСОЙ
ДОЗОЙОК
ИСТРИСВЕЛЬ
ЦЕРКВОС
КРУШИВАЗА
ЛАКВАС
ВКОКОСМА
КАЧИГА
КОЗЛАРЕВА
УЩИПАХ
ВКОНОРОЖА
ЛОВИГА
ЗЛОПОПЕНЬ
КРУБОЧАС
ШНУРОК
ФАНЗА
НОРОВ
НУЛЬ
КАГАЛ
Отчего? Почему?
Задание-викторина. Вопросы задаются всем игрокам команды по очереди, если игрок затрудняется дать ответ, то ему помогает тот, кто первым взял в руку «волшебную палочку». Игрок, давший правильный ответ, получает награду – «птичку».
Попроще
1. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)
2. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла, до 15 см.)
3. Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки? (Стрижи.)
4. Какая певчая птица может нырять на дно водоема и бегать по дну? (Оляпка. Она ловит на дне насекомых, червей и даже мальков рыб.)
5. Когда температура тела у воробья ниже – летом или зимой? (Одинаковая.)
6. Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек.)
7. Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока.)
8. Какая птица носит название корабля? (Фрегат.)
9. Какая птица носит название танца? (Чечетка.)
10. Какая птица двигается по стволу и вверх, и вниз головой? (Поползень.)
11. Кто два раза родился? (Птица.)
12. Какие города носят название птиц? (Орел, сорока.)
13. Какая птица имеет в качестве названия фамилию писателя? (Гоголь.)
14. Какая птица носит название части музыкального инструмента? (Гриф.)
15. Названия каких птиц носят созвездия? (Лебедь, орел.)
16. Гнездо какой птицы съедобно? (Салангана.)
17. Какие виды ласточек живут у нас? (Городская – воронок, деревенская – касатка, береговая.)
Посложнее
1. Где устраивают себе гнезда скворцы, которым не хватило скворечен? (В рощах и садах, в дуплах.)
2. Зачем скворцы и галки катаются верхом на коровах, овцах и лошадях? (Таскают шерсть для гнезд и выклевывают насекомых и их личинок из кожи старых животных.)
3. Отчего домашние утки и гуси весной начинают вдруг тоскливо кричать и приходят в сильное возбуждение? (Предки наших гусей и уток были перелетными птицами, Весной, во время пролета диких, домашние гуси и утки тоскуют, их тоже тянет куда-то лететь.)
4. Почему нельзя трогать руками яиц в гнездах? (Потому что птица бросает гнездо, если тронуть его руками, у птиц хорошее обоняние.)
5. Почему гнезда зяблика, щегла, пеночки-пересмешки так мало заметны на ветвях? (Потому, что эти птички убирают, «маскируют» свои гнезда снаружи лишайниками, растущими на тех деревьях, на которых строят гнезда.)
6. Детенок еще не родился, а уж отдан на воспитание, – у кого это? (У кукушки.)
7. Отчего говорят: «Как с гуся вода»? (Оперение гуся всегда покрыто жиром, поэтому вода не смачивает перьев и каплями скатывается с них.)
8. Птенцы какой птицы шипят из дупла как змеи? (Птенцы вертишейки.)
9. Почему стрижи и ласточки в хорошую погоду летают высоко, а в сырую – над самой землей? (Летая, ласточки ловят мошек, комаров и других крылатых насекомых. В ясную погоду воздух сухой, и эти насекомые поднимаются высоко над землей. В сырую погоду воздух тяжелый, полный влаги и не дает им подниматься вверх.)
10. Какого цвета самый крупный из наших дятлов? (Черный с красной шапочкой – желна.)
11. Что внутри птичьих костей? (Воздух.)
12. Вороне через три года что бывает? (Четвертый год идет.)
13. Что птицам страшнее зимой: голод или холод? (Голод птицам страшнее. Утки, лебеди, чайки иногда остаются на зиму, если им есть чем кормиться, если где-нибудь остается не покрытая льдом вода.)
14. Вьют ли наши перелетные птицы гнезда на юге зимой? (Гнезд не вьют, птенцов не выводят.)
15. Почему зимой многие звери и птицы покидают лес и жмутся к человеческому жилью? (Потому что зимой около человеческого жилья им легче найти себе пищу.)
16. С прилета каких птиц считаем мы начало весны? (С прилета грачей.)
Следующие конкурсы небольшие и могут быть объединены на одной «станции».
Предсказания оракула
Как известно, для того, чтобы хорошо делать предсказания. надо быть не только хорошим психологом, но и хорошо разбираться в приметах. Надеюсь, что вы знакомы с народными приметами, связанными с поведением птиц. Тогда займемся предсказаниями. Подсказка: имеется 4 варианта ответа: тепло, холодно, дождь и вёдро (ясная погода). Задания будут даваться всем по очереди, если игрок затрудняется с ответом. то ему может помочь тот, кто возьмет в руки «волшебную палочку». За правильный ответ дается награда – «птичка».
1. Какая будет погода, если:
соловей поет всю ночь, а синицы
оживленно щебечут?
2. Какая будет погода, если:
птицы садятся на землю,
а голуби воркуют?
3. Какая будет погода, если:
воробьи чирикают, а певчие птицы
громко поют?
4. Какая будет погода, если:
ласточки летают высоко, а вечером
закричал коростель?
5. Какая будет погода, если:
птицы осенью рано улетают на юг, а воробьи собирают пух и перья?
6. Какая будет погода, если:
ворона кричит в сторону севера, а домашняя птица прячет голову под крыло?
7. Какая будет погода, если:
голубь стоит в луже, а ворона кричит
в сторону юга?
8. Какая будет погода весной, если:
трясогузки прилетели и щебечут, а воробьи купаются в луже?
9. Какая будет погода, если:
вороны громко каркают и кружат в воздухе, а дятел барабанит?
10. Какая будет погода, если:
ласточки летают над водой, а чайки много купаются?
11. Какая будет погода, если:
петух часто кукарекает, а гуси и утки ведут себя очень оживленно?
12. Какая будет погода, если:
вороны опускают головы в лужи, а воробьи и куры купаются в пыли?
13. Какая будет погода, если:
птицы садятся на крыши и на деревья, а галки и скворцы летают стаями с громкими криками?
14. Какая будет погода, если:
зяблик беспокоится и тенькает, а соловей замолкает?
По этим приметам определите, какая будет погода.
Карточки 1–4 – ясная теплая погода;
5 и 6 – холод;
7 и 8 – тепло;
9–14 – дождь.
Галочка
По предложенному образцу сделайте из бумаги галочку, раскрасьте ее, как вам нравится и дайте ей имя. За сделанную галочку вручается «птичка». Галочку можно взять себе на память.
Подведение итогов
Конкурсная программа закончилась, время цыплят по осени считать. Просьба к командам подойти к столам для подведения итогов. Все по очереди выкладывают на командные столы свои личные «птички». Те, у кого «птички» закончились, выходят за ограждение. Оставшиеся продолжают выкладывание «птичек», пока не определяется по 3 лучших игрока из каждой возрастной группы. Это победители и призеры.
Продолжаем подведение итогов по командам. «Вожаки стай» раскладывают «птички» всех участников в кучки по 5 штук. Одна кучка приравнивается к 1 большой «птице». Подсчетом больших «птиц» определяются команды-победители в своих возрастных группах.
На торжественном награждении вручаются призы победителям и призерам в личном первенстве, командам, отдельно отмечаются те, кто участвовал в конкурсах поделок и изобразительных искусств.
Всем участникам вручаются «Птичьи права», сувениры, после чего праздник объявляется закрытым.
Приложение
Веснянки
* * *
Уж ты пташечка,
Ты залетная!
Ты слетай
На синё море,
Ты возьми
Ключи весенние,
Замкни зиму,
Отомкни лето!
* * *
Ты пчелынька,
Пчелка ярая!
Ты вылети с заморья,
Ты вынеси ключики,
Ключики золотые.
Ты замкни зимыньку,
Зимыньку студеную!
Отомкни летечко,
Летечко теплое,
Лето хлебородное!
Жаворонки,
Перепёлушки,
Птички-ласточки!
Прилетите к нам!
Весну ясную,
Весну красную
Принесите нам!
На жердочке,
На бороздочке,
И с сохой, и с бороной,
И с кобылой вороной,
С пряльцем, с донцем,
С кривым веретёнцем,
Зима нам надоела,
Хлеб и сено поела,
Ручки-ножки познобила,
Скотинушку поморила.
* * *
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам
Лето теплое!
Унесите от нас
Зиму холодную!
Нам холодная зима
Надоскучила,
Руки, ноги отморозила!
* * *
Благослови, мати,
Весну заклинати.
Рано, рано,
Весну заклинати.
Весну заклинати,
Зиму провожати.
Рано, рано,
Зиму провожати.
Зимочку в возочку,
Летечко в челночку.
Рано, рано,
Летечко в челночку.
* * *
Жаворонок,
Жаворонок!
На тебе зиму,
А нам лето,
На тебе сани,
А нам телегу!
* * *
Лето, лето!
Лето теплое!
Жавороночки,
Перелетайте вы сюда!
Нам зима-то надоела,
Весь и хлебушек поела,
И суконки подрала,
И лаптишки изорвала,
Еще больше не спросила!
* * *
«Весна красна,
На чем пришла?»
– «На жердочке,
На бороздочке,
На овсяном колосочке,
На пшеничном пирожочке».
– «А мы весну ждали,
Клочки допрядали».
Летел кулик из-за моря,
Принес кулик девять замков.
«Кулик, кулик,
Замыкай зиму,
Замыкай зиму,
Отпирай весну,
Теплое лето».
* * *
Благослови, боже,
На взгорочку сести,
Весну загукати,
Летечко отмыкати,
Зиму замыкати:
Летечко тёпленько,
Зима студеная,
Летечко в каточку,
Зима в полозочку.
* * *
Приди к нам, весна,
Со радостью!
Со великою к нам
Со милостью!
Со рожью зернистою,
Со пшеничкой золотистою,
Со овсом кучерявыим,
Со ячменем усатыим,
Со просом, со гречею,
С калиною-малиною,
С черной смородиною,
С грушами, со яблочками,
Со всякой садовинкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!
* * *
Дай, весна,
Добрые годы,
Годы добрые,
Хлебородные!
Зароди жито
Густое,
Жито густое,
Колосистое,
Колосистое,
Ядренистое, –
Чтобы было с чего
Пиво варити,
Пиво варити,
Ребят женити,
Ребят женити,
Девок отдавати.
* * *
Весна красна,
На чем пришла?
На кнутике,
На хомутике,
На овсяном пучке,
На пшеничном колоске.
* * *
Мороз, красный нос,
Вот тебе хлеб и овес,
А теперь убирайся,
Подобру-поздорову!
* * *
Жаворонок!
Жаворонок!
На тебе зиму,
А нам лето!
На тебе сани,
А нам телегу!
* * *
Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
* * *
Жаворонушки!
Прилетите к нам да принесите нам
Жаворонушки!
Нам весну красну да красно летце.
Жаворонушки!
Нам зима-то надоела, много хлебушка поела,
Жаворонушки!
А воды-то попила да три колодезя,
Жаворонушки!
Всю куделю перепряли, на мотки перемотали,
Жаворонушки!
На базарик пертаскали, за копейки продавали.
Жаворонушки!
За копейки продавали, детям хлеба покупали.
Жаворонушки!
* * *
Жаворонки,
Жаворонки,
Прилетите!
Красну вёсну
Принесите!
Зиму холодну
Унесите!
Галки, галки,
Принесите по палке!
Голубочки, голубочки,
Принесите по клубочку!
Кукушки, кукушки,
Принесите по мотушке!
Синицы, синицы,
Принесите поспице!
Канарейки, канарейки,
Принесите по швейке!
Чечетки, чечетки,
Принесите по щетке!
Тогда, утки,
Дуйте в дудки,
Тараканы –
В барабаны!
* * *
Жаворонки, прилетите!
Красну весну принесите!
Нам зима-то надоела,
Весь хлеб у нас поела
Нет ни хлеба ни картошки,
Самовар стоит на окошке,
Чай я выпил. Сахар съел,
Самовар на кол надел.
* * *
Лето, лето, вылазь из подклета!
А ты, зима, иди туда –
С сугробами высокими,
С сосульками с морозными,
С санями, с подсанками!
А ты, лето, иди сюда, –
С сохой, с бороной,
С кобылой вороной!
Лето теплое, хлебородное!
* * *
Уж вы, кулички-жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.
Весна-красна, на чем пришла?
– На сошечке, на бороночке,
На лошадиной голове,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку,
На пшеничном
зернышку-у-у!
* * *
С крыши капели,
Грачи прилетели,
Ой, ладушки-ладу,
Грачи прилетели!
Воробьи чирикают,
Они весну кликают,
Ой, ладушки-ладу,
Они весну кликают!
* * *
Жаворонки, жаворонки,
Дайте нам лето.
А мы вам зиму –
У нас корма нету!
* * *
Жаворонки,
Прилятайте к нам,
Тут кисели толкуть,
Тут блины пякуть.
* * *
Жаворонки, жаворонки,
Катитеся колесом,
Ваши дети за лесом
Связаны поясом.
* * *
Чу-виль-виль,
Весна пришла
На колясочках,
Зима ушла
На саночках.
* * *
Грачи-киричи,
Летите, летите,
Дружную весну
Несите, несите.