Петр
Сначала Петр, который был старшим братом Андрея Первозванного, звался Симоном. Имя Петр «Кифа», что означает «камень», было дано самим Христом. Вместе с братом они занимались рыболовством.
Петр был искренним и простым человеком с незамысловатым образом мыслей, а вот в характере его была настоящая горячность. Петр умел своей речью побуждать к немедленным действиям.
Именно тещу Петра исцелил Христос, сотворив тем самым одно из первых чудес. Однажды Петр долго ждал клева, но рыба так и не шла, и только по слову Христа сети тут же наполнились рыбой. Именно в этот момент Петр признал во Христе Господа и в благоговейном страхе начал умолять Его покинуть грешника.
В Гефсиманском саду Петр отсек ухо стражнику, который был среди тех, кто пришел схватить Христа. Там неистово горячный рыбак уверял Его, что не отречется от Имени Его никогда, но прошло несколько часов, и он не сдержал свое слово.
Петр – апостол надежды христианской, потому что он нашел в себе силы признать свое предательство и сокрушаться о знакомой всем смертным слабости. После покаяния именно Петра Господь трижды утверждает как апостола, произнеся: «Паси овец моих».
Павел
Сначала Павел звался Саулом, что значит «вымоленный». Имя ему было дано в честь первого царя иудейского. Богатые родители, которые принадлежали фарисейской партии, держали мальчика в ежовых рукавицах и воспитывали в строгом религиозном духе.
Повзрослев, Павел стал настоящим иудейским «инквизитором». Он вымаливает у Синедриона разрешение преследовать повсюду еретиков-назореев, приверженцев новой секты, то есть будущих христиан.
Избрание Павла апостолом абсурдно и непостижимо. Человек, который так сопротивлялся Христовому учению, становится пламенно верующим. Как такое возможно? Поворотным моментом стало явление Христа, когда тот обратился к Павлу со словами «Я Иисус, гонимый тобою». И вчерашний гонитель становится последователем.
Обращение Павла состоялось, когда ему было 30 лет, и до самой смерти он искренне служил апостолом. Являясь свидетелем встречи с Христом, Павел свидетельствует об этом перед народами. Кроме того, он совершает несколько миссионерских путешествий, проповедует в Антиохии, Афинах, Аравии, Палестине, Сирии и на Кипре. Всюду он творит чудеса и при этом терпит гонения. Он стал основателем множества поместных Церквей.
Почитание святых
Почитание святых апостолов началось после их казни. Для первохристиан было священно место их погребения. В IV веке в честь святых были воздвигнуты храмы в Константинополе и Риме.
29 июня было распространено совместное празднование дня памяти первоверховных апостолов. Православная Церковь в этот день прославляет разум святого Павла и твердость духа святого Петра, воспевает в них образ обращения согрешивших и исправляющихся: в апостоле Павле – сопротивлявшегося и потом уверовавшего, в апостоле Петре – отвергшегося и покаявшегося.
В Русской Церкви почитание святых началось только после Крещения Руси. Согласно церковному преданию, князь Владимир привез на родину из Корсуни икону святых апостолов, которая затем была преподнесена в качестве дара Новгородскому Софийскому собору. В нем до наших дней сохранились фрески с изображением апостола Петра. А вот в киевском Софийском соборе есть росписи, изображающие уже обоих апостолов.
Первый монастырь, посвященный Петру и Павлу, был основан в 1185 году на Синичей горе, что в Новгороде. В это же время начали воздвигать Петровский монастырь в Ростове.