Оформление:
— Праздничная афиша с программой.
— В актовом зале на заднике сцены — большое красочное поздравление с Днем учителя.
— Перед началом вечера звучит веселая музыка, а затем, как в театре, три звонка, приглашающие всех зрителей и участников занять свои места в зале.
Начало
На фоне тихо звучащей инструментальной музыки на сцену выходят ведущие — Он и Она.
Звучит песня (сначала без слов, а затем и со словами) — Юрия Антонова «Под крышей дома твоего». Песня постепенно стихает, и вступают ведущие.
Ведущие (поочередно):
Мы все спешим за чудесами,
Но нет чудесней ничего,
Чем снова встретится здесь с вами
Под крышей дома своего...
Звучит вокализ песни, и ведущие тихо подпевают, взявшись за руки и слегка покачиваясь в такт музыке.
Она: Дорогие друзья!
Мы не случайно назвали нашу праздничную встречу именно такими словами! «Под крышей дома своего...»
Он: Дело в том, что по количеству проводимого здесь времени, да и по многим другим причинам, школа сме¬ло может претендовать на звание родного дома для каждого из нас.
Поют под музыку песни Ю. Антонова, песня звучит громче, зал тоже подпевает.
Он: Итак, в нашем доме..
Она (укоризненно поправляет его): В нашем родном доме сегодня праздник!
Вместе: День учителя!
Звучит классическая музыка, настраивающая всех присутствующих на особый, торжественный лад.
Она: Учитель! Нестареющее слово!
Свежо всегда и вечно будет ново!
Пока земля кружится во Вселенной,
Профессия учителя нетленна!
Громче звучит музыка.
Он: День учителя — это праздник особенный, потому что празднует его сегодня каждый человек, кем бы он ни был: шахтером, врачом, музыкантом, экономистом, летчиком, программистом или президентом страны. И неудивительно, ведь прежде всего он чей-то бывший ученик!
Она: Каждый помнит своих любимых учителей всю жизнь, а значит, никто сегодня не остается равнодушным к этому празднику! Сколько в памяти людей оживет сегодня добрых лиц, сколько зазвучит родных голосов!
Он: И пусть сегодня город не расцвечен.
Пусть не гремят фанфары и салюты, —
В душе особой радостью отмечен,
Он дорог всем бесспорно, абсолютно —
Вместе: День учителя!
Она: Дорогие наши учителя, примите наши самые искренние поздравления с праздником и от нас...
Он: И от всех бывших, настоящих и будущих учеников.
Звучит фонограмма песни об учителях.
Она: Примите сердечные поздравления от рыжих и блондинов.
Он: Брюнетов и сложноцветных...
Она: Вихрастых и причесанных...
Он: Послушных и, мягко говоря, не очень...
Она: Отличников и, мягко говоря, не очень...
Вместе: Но зато очень-очень вас любящих!
Громко звучит музыка, и учащиеся дарят цветы сидящим на специальных местах преподавателям.
Он: Здоровья, счастья вам, дорогие наши учителя!
Она: Талантливых вам учеников!
Официальная часть праздничного вечера
Директор школы обращается с поздравительными словами ко всем преподавателям и всему коллективу сотрудников. Проводятся награждения и другие официальные акты. Затем директор дает слово гостям. Краткие выступления гостей — представителей министерства образования, бывших преподавателей и учеников, родителей и других приглашенных лиц.
Желательно этот момент не перегружать, не превращать праздничный вечер в официальное производственное собрание.
Он (после выступления директора и гостей): Давайте подведем черту Речам торжественным, весомым.
Она: И интонацию сменяем
На тон шутливый и веселый.
Звучит веселая музыка.
Он: Каждый учитель учит нас по-своему. У каждого учителя свой облик, свои секреты мастерства.
Она: А сейчас мы приглашаем вас проследовать за нами в воображаемую портретную галерею. Представьте себе огромный мраморный зал с золотыми лепными украшениями, где проходит выставка портретов преподавателей, и ведущее место в этой галерее, конечно же, отведено экспозиции с портретами преподавателей нашей школы.
Название образовательного учреждения.
Он: Итак, дорогие друзья, вам предлагается стать экскурсантами, а опытные экскурсоводы галереи, искусствоведы и художники из разных классов нашей школы, будут посвящать вас в тайны создания каждого портрета и знакомить с внутренним миром людей, запечатленных на бессмертных полотнах!
Демонстрируются поочередно слайды с портретами учителей, или видеокадры, или просто следует текст, благодаря которому будет постепенно узнаваться тот или иной человек, — это тоже с интересом воспринимается аудиторией.
Экскурсоводы — учащиеся классов, где преподает директор школы. Приводим примерный текст, по аналогии с ним можно составить портрета директора вашей школы.
Уважаемые экскурсанты, в нашей галерее одно из главных мест по праву занимает портрет красивой женщины, доброго неунывающего человека! Сколько мудрости за этой приветливой улыбкой! Сложенные руки говорят о том, что человек отдыхает после тяжелого труда — ведь не так-то просто много лет, год за годом, день за днем подписывать приказы, журналы, заявления, отчеты, планы и многое-многое другое, без чего не обходится ни одна минута рабочего времени нашего... директора.
Называется имя, отчество директора.
Примите наше праздничное поздравление, дорогая... Для вас в программу вечера специально включена ваша любимая песня (или какой-то другой номер художественной самодеятельности, наиболее подходящий директору по ее склонностям, и т. п.)
Исполняется номер художественной самодеятельности.
Экскурсоводы: Вот здесь, в самом начале галереи, мы поместили групповой портрет, на котором изображены люди, с которых, по сути дела, начинается наша школа... Взгляните на эти лица — при всем их внешнем несходстве и разнице в возрасте что-то во взгляде их объединяет, так нежно, заботливо, по-матерински могут смотреть на мир и на окружающее только... вы угадали — учителя, работающие с первоклассниками. И вы, конечно же, с удовольствием узнаете на этих портретах (перечисляются фамилии преподавателей.) Для вас, дорогие наши учителя, подготовили...
Номер художественной самодеятельности.
Экскурсоводы: А вот на этом групповом портрете пе¬ред вами предстают лица людей, которые тоже как бы составляют один род, одну общность — это наши преподаватели (отдельных дисциплин). Романтической дымкой овеян их взгляд, а может, это и не дымка, а просто человеческая усталость от нечеловечески трудного дела! Мы вам очень сочувствуем и постараемся облегчить вашу участь хоть небольшим снижением количества ошибок! А пока пусть немного отвлечет вас от горестных размышлений этот номер!
Номер художественной самодеятельности.
Экскурсоводы: А вот перед вами групповой портрет мужчин нашей школы. Здесь мы видим человека, чьей силе и ловкости позавидовали бы и древнегреческие герои. И мы рады, что им не сравниться с нашим учителем физкультуры... (называют имя учителя физкультуры).
А вот человек, чье лицо не старят ни годы, ни опыт. От его пронзительного взгляда никуда не скрыться, он и с портрета как бы видит нас насквозь (называют ф.и.о. учителя).
И вы, конечно, узнаете волевой подбородок и лучистые глаза нашего... (называют преподавателя). Кажется, что этот портрет сейчас оживет и влепит двойку! Так мастерски изобразил художник нашего... (называют ф.и.о. учителя).
Но давайте не будем говорить о грустном! Итак, праздник продолжается, и для наших дорогих мужчин-преподавателей звучит... (объявляется номе).
Идет номер художественной самодеятельности.
Экскурсоводы: А вот еще групповой портрет людей, которых объединяет глубокая любовь к природе, к процессам, в ней происходящим. Посмотрите, какой у них у всех проницательный взгляд, какие доброта и понимание в глазах, как светится каждая черточка привычных всем лиц. А гордая посадка головы! А юная смешливость и шаловливость в изгибах губ! Ну, конечно же, здесь изображены наши... (называют учителей определенной дисциплины). Для них наш следующий номер.
Экскурсоводы: А вот еще один портрет — на нем изображена группа беседующих людей. Они увлечены, их лица вдохновенны, глаза блестят, у многих выразительная мимика... Правда, по артикуляции этих людей можно догадаться, что беседа идет отнюдь не на русском языке! Ну, конечно же, это наши... (называют преподавателей иностранных языков). Им мы адресуем выступление...
Номер художественной самодеятельности.
Он: Выпускники нашей школы — особенные люди, особенные гости. Они — итог работы всех наших преподавателей, бесценный результат сотворчества педагогического коллектива. Признательность и добрые слова выпускников имеют особую ценность для сердца каждого преподавателя! И вот они перед нами — наши выпускники!
На сцену выходят выпускники школы.
Выпускники (поочередно):
Мы все спешим за чудесами,
Но нет чудесней ничего,
Чем снова встретиться здесь с вами
Под крышей дома своего...
Дорогие наши учителя, как хочется сказать вам необыкновенные слова и подарить что-то необычное! Если бы мы могли, то подарили бы каждому из вас... (поют) миллион, миллион, миллион алых роз... Но и такая благодарность несоизмерима с великим богатством, которым одарили вы нас. Подарили нам знания, веру в свои силы, в чистоту и доброту человеческих отношений, в идеалы добра и справедливости, а еще уважение к профессионализму и труду. Мы уверены, что каждый, кто у вас учится, будет таким же, как вы, щедрым, умеющим ценить человеческое тепло и любовь.
Исполняют какую-либо песню или другой номер, затем дарят учителям цветы и уходят со сцены.
Он: Вот и подошла к концу не только экскурсия по галерее портретов наших преподавателей...
Она: Но и наша праздничная программа!
Он: Еще раз с праздником, дорогие друзья! Она: Приятного вам отдыха и развлечений!
Если у вечера есть продолжение (праздничное угощение, игры, викторины, танцевальная и развлекательная программа), то ведущие делают объявление о дальнейшей программе и приглашают зрителей принять в ней участие.