Звучат лирические осетинские мелодии. На сцену выходят ведущие
1.ведущий: Великий Кавказ!
Именно тебя с расточительной щедростью одарила природа. Величественные вершины и суровые теснины, шумные водопады и бурные реки, альпийские луга, ледники, спускающиеся к заповедным хвойным лесам,
2.ведущий: Один из красивейших уголков Кавказа - Северная Осетия. Ослепительный взгляд снежных вершин в воздухе, напоенный свежестью стремительного бега горных рек. Аромат и благоухание лугов и лесов.
1ведущий: Осетия! Здесь сама земля кажется полной увлекательных тайн. Она овеяна духом легенд и приданий, которые в глубокой древности сложил народ. Осетия -страна добрая. Земля поющей зелени, край красивых и гордых людей.
Звучат мелодии гор.
2.ведущий." Звонче пой, фандыр, постоянный спутник осетинского народа, живущего на крутых склонах и в живописных долинах. Каждый раз твоё звучание- прикосновение к чистому источнику народного творчества.
1ведущий Когда приходит в мир человек, в груди которого жарко горит Прометеев огонь, человек, отмеченный печатью гениальности и при этом – кристально чистый сердцем, совестливый, беспокойный, полный безграничной любви к людям и такого же безграничного, идущего от сердца желания «отдать за них все помыслы и силы», облегчить их тяготы и невзгоды, его собственная жизнь легко и просто не складывается никогда. Горя судьба припасает ему куда больше, чем радости, боли – куда больше, чем безоблачного счастья. Да и сам он от судьбы никаких наград не просит и не ждет. Награда находит такого человека, увы, чаще всего только после смерти – но она по-настоящему высока. Это – благодарная память и любовь народа. А значит – бессмертие…
2.ведущий Таким вошел в пантеон гениев, чьи имена составляют славу и живую, горячую совесть Человечества, и основоположник осетинской литературы Коста Хетагуров. Поэт, просветитель, гуманист и патриот. Обретший бессмертие в веках сын Осетии, любивший свою родину и народ глубоко, деятельно и страстно, а свою такую до боли короткую жизнь проживший пронзительно чисто и свято…
Чтец Если б запеть мне, как нарту, умело,
Если б звучал до небес мой фандыр,
Я бы позвал всю вселенную смело,
Пусть моё горе услышит весь мир.
1. ведущий: это замечательные слова, родоначальника осетинской литературы и первого классика Коста Левановича Хетагурова, чья литературная и общественная деятельность составила целую эпоху в истории культурного наследия Осетии.
2. ведущий: Он больше чем осетин, больше чем кавказец, больше чем поэт. Он признан народом и временем.
Он ни названий печатных не знал, ни чинов- орденов.
Ни издательских ссуд, ни приличных хотя б гонораров.
А смотрите, и ныне, стих его ярок и нов,
хоть и много он выдержал времени грозных ударов
1. ведущий: Родился Коста 15 октября 1859 года. в семье горца – Осетина, в высокогорном селе Нар, окруженном белоснежными вершинами и альпийскими лугами, Нар расположен на скалистом выступе, и, когда по утрам рассеивается туман, он напоминает корабль посреди вековых нагромождений хребтов, горных расщелин, теснин ущелий. Суровый облик края был словно слепком жизни народа, и судьбы будущего поэта. Здесь на вес золота ценилась каждая пядь земли, в темные замшелые сакли редко заглядывал луч солнца, а песни горцев напоминали плач.
Чтец:
Из Нара - взлетел в поднебесье орел, чтобы спеть свою песню.
Про эти угрюмые скалы,
Что холодом рабство сковало
Из Нара взлетел легкокрылый...
Но просто мечтателем был он-
Он ринулся в битву с врагами,
Чтоб солнце взошло над горами
Он в небо поднялся из Нара
Чтоб видеть, как рухнут алдары.
Как вздрогнет гора в изумленье,
Как людям придет вдохновенье...
Орлом он взлетит... но не скрою:
Зовут его горцы звездою,
Чьи искры с рассветом не гаснут
И даже векам не подвластны.
Чтец:
С горных круч стремительно срываясь,
Пробивает путь он средь камней.
Чист родник тот, но и о нём молва есть
Добрая на родине моей
Пушкин, возвращаясь из Арзрума,
К роднику напиться подходил,
И у скал, что высятся угрюмо,
Лермонтов за бегом вод следил.
Как родник, свободна и чиста.
Сердце здесь от беды успокоя,
Подолгу просиживал Коста
И строка рождалась за строкою.
2. ведущий: Коста рано вступил на арену общественной и политической жизни. Он сочетал в себе качества выдающегося поэта- революционера, драматурга, блестящего публициста и талантливого художника- живописца, который оставил нам много прекрасных, волнующих полотен.
1 ведущий: Жизнь народа, обездоленных, борьба за свободу и братство людей труда были основой жизни и деятельности Коста. Он был по натуре добр и щедр. А вы знаете, что в песню надо вложить сердце, чтобы она стала крылатой. И поэт не жалел своего сердца. "Страдать за других невозможно, если ты не изведал страдания", говорил Коста. Вдохновенного певца и борца не могли сломить ни аресты, ни ссылки. Наоборот, он всё яростнее разоблачал порядки самодержавия, призывал своих земляков-горцев стать плечом к плечу с великим русским народом под единое знамя борьбы за свободу.
Всю тяжесть горькой судьбы своего народа, задавленного царскими чиновниками, Коста гневно изобразил в стихотворении «Додой» поэт говорит о целях, которыми царские колонизаторы сковали народ. «Додой»- это сгусток горя народа, его печали, переживаний.
Чтец: на осетинском языке, а потом и на русском. На фоне музыки.
ДОДОЙ
Додой фæкæнат, мæ райгуырæн хæхтæ,
Сау фæныкæй уæ куы фенин фæлтау!
Зæй уæ фæласа, нæ тæрхонылæгтæ, –
Иу ма уæ фезмæлæд искуы лæгау!..
Искæй зæрдæ уæ дзыназгæ нырризæд,
Искæмæ бахъарæд адæмы хъыг,
Дзыллæйы мæстæй уæ исчи фæриссæд,
Иумæ уæ разынæд иу цæстысыг!..
Фидар рæхыстæй нын не уæнгтæ сбастой,
Рухс кувæндæттæй хынджылæгкæнынц,
Мард нын нæ уадзынц, нæ хæхтæ нын байстой,
Стырæй, чысылæй нæ уистæй нæмынц...
Иугай ныййыстæм, ныууагътам нæ бæстæ,
Фос дæр ма афтæ ныппырхкæны сырд, –
Фезмæл–ма, фезмæл, нæ фыййау, нæ фæстæ,
Иумæ нæ рамбырдкæн, арфæйы дзырд!..
Оххай–гъе! Не знаг нæ былмæ фæтæры, –
Кадмæ бæлгæйæ æгадæй мæлæм...
Адæмы фарнæй къæдзæх дæр ныннæры, –
Гъе, мардзæ, исчи! – бынтон сæфт кæнæм!
ГОРЕ
Горы родимые, плачьте безумно.
Лучше мне видеть вас черной золой.
Судьи народные, падая шумно,
Пусть вас схоронит обвал под собой.
Пусть хоть один из вас тяжко застонет,
Горе народное, плача, поймет.
Пусть хоть один в этом горе потонет,
В жгучем страданье слезинку прольет.
Цепью железной нам тело сковали,
Мертвым покоя в земле не дают.
Край наш поруган, и горы отняли.
Всех нас позорят и розгами бьют.
Мы разбрелись, покидая отчизну,—
Скот разгоняет так бешеный зверь.
Где же ты, вождь наш? Для радостной жизни
Нас собери своим словом теперь.
Враг наш ликующий в бездну нас гонит,
Славы желая, бесславно мы мрем.
Родина-мать и рыдает и стонет...
Вождь наш, спеши к нам — мы к смерти идем.
2. ведущий: Если в стихотворении «Додой» поэт впервые предстал пред народом как борец, защитник обиженных и угнетённых. То стихотворение «Мать сирот»- потрясло огромной силой художественного воздействия. Поэт нарисовал незабываемую картину отчаянной борьбы с жизнью матери- вдовы заключается в том, что она прибегает к «святой материнской лжи».
Действия происходят в Наре - родном селе поэта. Изнемогая от холода и голод, задыхаясь от дыма, измученная женщина, глотая слёзы, склонилась над очагом, а вокруг - голодные дети.
Печаль сменяющаяся надеждой, голод, сон одолевает детей, а горькие материнские слёзы, проливаемые тайком от малюток, капают в висящий над огнем котел.
ЧТЕЦ: ( на фоне музыки читает за кулисами) стих «Мать сирот».
Коченеет ворон...
Страшен бури вой...
Спит на круче черной
Нар, аул глухой.
Долгой ночью лучше,
Чем тяжелым днем...
Светится на круче
Сакля огоньком.
На краю аула
В брошенном хлеву
Нищета согнула
Горькую вдову.
Горе истерзало –
Где уж тут до сна?
Над огнем устало
Возится она.
На полу холодном –
Кто в тряпье, кто так –
Пять сирот голодных
Смотрят на очаг.
Даже волка косит
Голод в холода.
Злая смерть уносит
Слабых без труда.
«Ну, не плачьте! –
Грустно говорит им мать, –
Накормлю вас вкусно,
Уложу вас спать...»
Можжевельник саклю
Дымом обволок...
Капают по капле
Слезы в котелок...
«Сгинув под обвалом
В день злосчастный тот,
Ты, кормилец, малых
Обманул сирот.
Пятерых покинул...
Что же впереди?
Лучше б сердце вынул
Из моей груди!
Видно, муж мой милый,
Ты жены умней, –
Что бежал в могилу
От семьи своей.
Сохнет и хиреет
Сын любимый твой:
Лечь бы нам скорее
Рядышком с тобой!»
Капают по капле
Слезы в котелок...
Можжевельник саклю
Дымом обволок...
Засыпает младший
Раньше всех детей, –
Изнемог от плача
Лучший из людей.
Подожди ты малость! –
Лягут все подряд.
Голод и усталость
Скоро победят.
«Мама, не готово ль?
Дай похлебки! Дай!» –
Всем вам будет вдоволь,
Хватит через край!
Котелок вскипает,
Плещет на золу...
Дети засыпают
У огня в углу...
Ветер воет глуше,
Горе крепко спит.
Сон глаза осушит,
Голод утолит.
На солому клала
Малышей своих,
Грея, укрывала
Чем попало их.
И покуда мрачно
Теплилась зола,
Все насытить плачем
Сердце не могла.
Детям говорила:
«Вот бобы вскипят!»
А сама варила
Камни для ребят.
Над детьми витает
Сон, и чист и тих, –
Ложь ее святая
Напитала их…
1. ведущий: Коста любил детей отцовской любовью, и говорил: «Нигде мне так не весело, как с ними, ни за кого я так не страдаю, как за них». И поэтому не случайно, что в его творчестве в поэзии и живописи — так много задушевных произведений для ребят.
Инсценирование басни уч.2 класса, чтение стихов для детей и исполнение песни на осетинском языке.
2. ведущий: Коста писал произведения на осетинском и русском языках. Но гений Коста с особенной силой проявился в его осетинских произведениях, вошедших в сборник «Ирон фандыр».Этими бессмертными произведениями он заложил прочный фундамент осетинской художественной литературы и осетинского литературного языка.
1. Ведущий: "Осетинская лира" поэта содержит в себе не просто определенное количество удивительных стихов, но нечто большее - историю жизни "народного человека" от самого рождения до кончины. Человек этот является в неустроенный, полный опасности мир и до конца своих дней ведет борьбу за жизнь. Он страдает, терпит поражения, но остается верен своему предназначению, не теряет на своем пути ни силы духа, ни высокой духовности.
ЧТЕЦ
СЕРДЦЕ БЕДНЯКА
Зима и нас не миновала,
В рост человека выпал снег,
И злая стужа с перевала
Уж замостила русла рек.
Здесь ночи тягостны и длинны...
Когда ж весна придет опять?
Поужинав, не жжем лучины;
Нет кизяка – ложимся спать.
Бедняк живет в хлеву и стойлах,
К труду его – вниманья нет,
И жесток ложа серый войлок.
И плод забот его – обед.
Все дни его полны трудами
И утешенья лишены,
Но, горю вопреки, ночами
Он видит радостные сны.
Ученики 9б класса исполняют осетинский танец.
Чтец:
Над Наром солнце катит жарким шаром
Улыбкой ясной согревая нас
В ауле горном,
В этом доме старом
Давно уж в очаге огонь погас.
Коста глаголом властвует над миром
И словно солнце светит нам давно -
В сердцах зажег костры «Ирон фандыром»
И им в веках угаснуть не дано.
2. Ведущий. Поэзия Коста Хетагурова представляется прекрасной сверкающей в солнечных лучах вершиной, возвышающейся над могучими хребтами Кавказкой литературы.
Великий поэт, прозаик, драматург, страстный публицист, он своей творческой и общественной деятельностью ознаменовал целую эпоху в истории культуры осетинского народа, пробудил его национальное самосознание.
1. Ведущий: В самые мрачные дни, гонимый царским самодержавием, он
никогда не терял веры в светлое будущее и творил во имя этого будущего.
От того - то столько негаснущего огня, столько тепла и света в его
совершенных произведениях, написанных на русском языке.
ЧТЕЦ
«Не верь, что я забыл родные наши горы».
Не верь, что я забыл родные наши горы,
Густой, безоблачный, глубокий небосвод,
Твои задумчиво-мечтательные взоры
И бедный наш аул, и бедный наш народ.
Нет, друг мой, никогда! Чем тягостней изгнанье,
Чем дальше я от вас, чем бессердечней враг,
Тем слаще и милей мне грезится свиданье
Со всем, мне дорогим в родных моих горах.
Не бойся за меня!— Я не способен к мщенью,
Но злу противиться везде присуще мне,—
Не бойся!— я и здесь не дамся оболыценью
Красавиц, чуждых мне по крови и стране...
Люблю я целый мир, люблю людей, бесспорно,
Люблю беспомощных, обиженных, сирот,
Но больше всех люблю, чего скрывать позорно? —
Тебя, родной аул и бедный наш народ.
За вас отдам я жизнь... все помыслы и силы,—
Всего себя лишь вам я посвятить готов...
Вы так мне дороги, так бесконечно милы,
Что сил нет выразить, что высказать нет слов!..
2. ведущий: Современная осетинская литература многому училась и
учится у Коста. Нет в Осетии ни одного писателя и поэта, который бы не
испытывал на себе влияния поэзии Коста.
Она питает литературу осетинского народа простотой народного слова, беспредельной любовью к народу.
Чтец:
Учитель мой! Великий предок!
К тебе свой взор я обращаю.
Финал мой близок, напоследок
Все мысли смело оглашаю.
Всю жизнь, как ты, провёл в тревоге,
Борясь за правду, я страдал.
Уже исхожены дороги,
Но правды так и не познал.
Я, как и ты, не знаю счастья,
Свободой так же дорожу.
Вновь мой народ попал в ненастье,
И боль о нём в груди ношу.
Своей свободой, без сомнений,
Легко могу я заплатить,
Чтоб гнёт нещадных унижений
Не смог народ мой раздавить.
2. ведущий: Незадолго до смерти К. Хетагуров с глубокой искренностью и
волнением писал: «Я счастья не знал, но я свободу, к которой не привык, как счастьем дорожить. Отдать за шаг один, который бы народу Я мог когда - нибудь к свободе проложить».
1. ведущий: Жизнь вдохновенного певца Осетии была до конца отдана борьбе за торжество высоких идеалов. Имя Коста Хетагурова всегда будет сиять, как яркая звезда. Он оставил памятник, который не может разрушить время, потому что этот памятник создан из монолитов родного слова, несущего в себе глубокие мысли и волнующие чувства. К тому памятнику
«не зарастет народная тропа».
2. ведущий. Память о великом осетинском поэте Коста Хетагурове передается из поколения в поколение не только в Осетии, но и в многонациональной России, во многих странах мира. Бесспорно, его жизнь - это подвиг, образец служения своему народу. Редко кому удавалось соединить в себе гений поэта и художника, просветителя и общественного деятеля, театрального режиссера и публициста. Но трепетное отношение к нему, обоготворение К.Хетагурова своим народом кроется не только в этом. Вполне справедливо считать творчество К.Хетагурова, идейное его содержание одним из составляющих осетинской национальной идеи. Пушкин, Шекспир, Гете, Вальтер - каждого из них по праву можно назвать "властителем дум" своего народа.
1. ведущий. И все же добиться такого же решающего влияния, как К.Хетагуров, на культуру, на духовный мир своего народа, вряд ли кому удалось. Ведь каждое последующее поколение осетин в духовном, культурном и нравственно-психологическом плане формируется на глубоком почитании и осмыслении "свода моральных законов" осетин, духа святого Георгия - покровителя осетин и творчества К.Хетагурова. Эти составляющие осетинской национальной идеи выступают своего рода клейковиной, сплачивающей осетин в любом уголке планеты, остовом осетинского национального "кода".
Музыка: «ПОХОДНАЯ ПЕСНЯ»
1. ведущий. Уроки Коста, чей юбилей торжественно и любовно отмечаем в Осетии, обязательны для молодого поколения, ибо это уроки духовности и красоты, чистоты помыслов, высокой любви к своей земле, к своему народу.
Музыка звучит громче.