Материалы к походу :
1. план – схема с нанесенным маршрутом и отметками, где боровичок оставил вопросы и задания.
2. Рюкзачки, бутылочки с водой, пластмассовые стаканчики.
3. Спортивное оборудование :
Мячи диаметром 20 – 25 см – 4 шт.
Мячи диаметром 8 см – 2 шт.
Обручи диаметром 65 см – 8 шт.
Обручи диаметром 100 см – 4 шт.
Скакалки – 10 шт.
Бадминтон – 3 набора.
4. Аптечка .
5. Полиэтиленовые пакеты для сбора мусора.
6. Перчатки.
Время проведения : лето.
Место : поляна около реки.
Протяженность маршрута : 3, 5 км.
Одежда детей : спортивная майка, шорты, носки, панамка или фуражка, легкая спортивная обувь.
Предварительная работа : перед походом дети получают план – схему, рассматривают её, определяются какие задания необходимо выполнить. Инструктор и воспитатели проверяют одежду и обувь детей, продукты и воду, которые они взяли в поход.
Ход экскурсии
Участники похода выходя из детского сада в 9 часов, идут по заранее намеченному маршруту, сверяя его по карте. Ходьба с рюкзаками за спиной друг за другом, преодоление различных препятствий, встречающихся на пути. Выход на поляну.
Родитель : Ой, кто это?
Из леса появляется Старичок – лесовичок.
Лесовик : Это я – седой старик,
Называюсь Лесовик.
Этот лес я сторожу
За порядком здесь слежу.
Воспитатели и дети : Здравствуй, старичок – лесовичок!
Лесовик : Здравствуйте, дети. Зачем пожаловали?
Дети : Мы, дедушка, в лес пришли погулять, поиграть, отдохнуть, полюбоваться природой.
Лесовик : Знаю я, как вы гуляете, отдыхаете!. Муравейники разоряете, цветы топчете, насекомых, зверей обижаете. Не пущу вас в лес!
Воспитатель : Старичок – лесовичок, наши дети лес любят и уважают, пословицы про него знают.
Дети : «Лес – богатство и краса, береги свои леса», «Лес видит, а поле – слышит», «Лес и вода – родные брат и сестра», «Враг природы тот, кто лес не бережет», Лесная сторона не одного волка, а и мужика досыта кормит».
Воспитатель : Ребята знают, как вести себя в лесу.
Дети: Нельзя рвать цветы, листья. Нельзя громко шуметь, кричать. Оставлять место отдыха чистым, мусор брать с собой.
Лесовичок : Ну, коли так, добро пожаловать в мои владения. А для начала ответьте на мои вопросы :
1. Отгадайте загадки :
Посреди поля лежит зеркало
Стекло голубое, рама зеленая.
(Озеро)
Всем оно нам нравится,
Без него мы плачемся,
А едва появится –
Взгляд отводим, прячемся :
Уж больно оно яркое,
И светлое, и жаркое!
(солнышко)
Пробежал горошек тропкой,
Чуть посыпал на кусток,
Тропка сразу стала топкой,
А кусток насквозь промок.
(Дождик)
Протянулся поясок,
Через поле и лесок,
Да не взять его руками,
Не смотать его в клубок.
(тропинка)
2. Определите название растений по описанию :
Эта раскидистое дерево с легкой мягкой древесиной, часто растет у воды. Листочки у него узкие и длинные. Ранней весной, когда дерево зацветает, на его ветках появляются пушистые почки – сперва серебристые, потом золотистые. Из гибких ветвей этого растения люди издавна плетут корзины для грибов, ягод и фруктов. (ИВА)
Это высокое стройное дерево, ствол у него белый с черными прожилками. Листья треугольной формы. Ветви гибкие, опущены вниз. Это дерево - символ России. (БЕРЕЗКА)
3. Найди природоохранный знак и что он означает?
4. Посмотрите внимательно вокруг, нужна ли природе помощь людей? Как можно ее оказать?
(СБОР МУСОРА В ПОЛИЭТИЛЕНОВЫЕ ПАКЕТЫ)
Лесовичок : Молодцы, ребята! Знаете правила поведения в природе, и можете оказать ей помощь. А теперь я вас проверю, и игру для вас затею.
Игра «Найди пару»
Лесовик раздает детям по одному листочку и говорит : «Подул ветер, листочки полетели». Дети бегают по поляне с листьями в руках. Лесовик дает команду: «Раз, два, три – пару найди! » Каждый должен встать рядом с тем, у кого такой же лист в руках.
Эстафета «Не урони мяч»
Команды становятся по одному за линией старта. У первых участников по два мяча в руках. По сигналу они должны добежать до дерева, обогнуть его и вернуться назад, передать мячи следующему участнику и встать в конец колонны.
Эстафета «Бег парой»
Команды строятся за линией старта в колонну по два. По сигналу бегут первые пары, взявшись за руки. Обегают деревья, возвращаются назад, передают эстафету касанием рук и становятся в конец колонны.
Эстафета «Прыжки из обруча в обруч»
Команды становятся в колонну по одному за линией старта. Перед каждой командой лежат по 4 обруча от линии старта до дерева. По сигналу первые участники с малым мячом в руках прыгают на двух ногах из обруча в обруч, обегают дерево, таким же способом возвращаются назад, передают мяч в руки следующему участнику эстафеты и становятся в конец колонны.
Эстафета «Пролезь, не задень обруч»
Команды становятся в колонну по одному за линией старта. Перед каждой командой стоит взрослый, держащий два обруча по бокам. По сигналу первые участники эстафеты пролезают в обручи боком, держа малый мяч в руке, обегают дерево, таким же способом возвращаются назад, передают мяч в руки следующему участнику эстафеты и становятся в конец колонны.
Лесовик подводит итоги соревнований и объявляет победителя.
Лесовик : А стихи о природе вы знаете?
Дети и взрослые читают стихи о природе.
Лесовик одаривает чтецов подарками, организует чаепитие на поляне с едой, принесенной в рюкзаках.
Воспитатель : Пора прощаться с лесовиком. Давайте поблагодарим его за все.
Дети и родители благодарят Лесовика, прощаются с ним.
По желанию детей организовываются спортивные игры (бадминтон, футбол, волейбол, выбивалы) .
Заключение : Возвращение в детский сад. Воспитатель еще раз просит посмотреть, что расположено вдоль дороги, сверяет с картой. В вечернее время дети вспоминают экскурсии, делают рисунки – фотографии. Рассматривают карту – схему с нанесенным маршрутом (уточняется, куда поворачивала дорога сначала, куда потом, мимо чего они проходили, что встречалось раньше, что позже). Предлагается сходить в поход вместе с родителями.