Характерной особенностью природоведческих экскурсий является непосредственное соприкосновение детей с природой. При планировании экскурсий необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, а также природное окружение школы, экономическое и культурное развитие района, города, села.
Поскольку экскурсия является составной частью системы занятий на воздухе, ее проводят один раз в неделю продолжительностью 2—2,5 часа и протяженностью маршрута 2—3 км.
На экскурсиях преобладает двигательная и игровая деятельность учащихся, а в некоторых случаях используется и их трудовая деятельность.
Каждая экскурсия складывается из трех основных этапов: подготовка, проведение и закрепление.
Как известно, успех любой экскурсии в значительной мере зависит от организационной подготовки экскурсовода и учащихся. Заранее необходимо сделать следующее:
Наметить тему. Желательно, чтобы название темы звучало эмоционально или проблемно, что позволит сразу заинтересовать учащихся. Например, «Что в лесу растет, и кто в лесу живет?», «Аптека в лесу», «Дары леса», «Зимний лес полон чудес», «Путешествие письма» и др.
Определить цель, задачи и составить предварительный план.
Выбрав место проведения экскурсии, заранее побывать там, разработать маршрут. Предусмотреть места для подвижных игр, информации, наблюдений, сбора природного материала, общественно полезной деятельности учащихся.
Уточнить содержание воспитательного и познавательного материала, отобрать игровой материал, стихи, загадки, викторины.
Продумать методику проведения экскурсионного занятия.
Спланировать организационные формы деятельности учащихся (когда и где проводить массовые и групповые наблюдения, сбор природного материала), выполнение общественно полезных дел, распределить обязанности между подгруппами или отдельными учащимися.
Продумать, к каким обобщениям, выводам надо подвести учащихся, как оценить их воспитанность и дисциплинированность.
Когда окончательно уточнены содержание и методика проведения экскурсии, можно доработать план.
Предварительно с детьми проводится беседа, на которой сообщается тема и цель экскурсии. Оговаривается, что надо с, собой взять, как одеться, полезно познакомить учащихся с памяткой поведения в природе. Отдельные учащиеся получают задания: приготовить сообщения, выучить загадки, стихи, организовать викторину, провести игру и пр.
Каждая экскурсия начинается с построения-это хорошо дисциплинирует детей. Проверив по списку общее количество учащихся, обратить внимание на их одежду и обувь. К месту экскурсии мы идем колонной по два человека с направляющими впереди и замыкающими позади.
При проведении природоведческих экскурсий ведущим методом становится наблюдение объектов, предметов, явлений и руководящее слово воспитателя.
В ходе экскурсии мы постоянно обращаем внимание детей на красоту окружающей природы, подчеркиваем необходимость бережного отношения к ней. Все явления природы рассматриваем в тесной взаимосвязи и развитии, что помогает заложить у учащихся ростки экологического воспитания. Более эмоциональному восприятию способствует чтение стихов о природе.
Подведение итогов экскурсии проводим обычно в виде обобщающей беседы, Это необходимо для того, чтобы ребята правильно истолковали отдельные явления природы. Поэтому при закреплении материала экскурсовод отвечает на все вопросы детей, выясняет, все ли дети правильно восприняли материал. Закрепление экскурсии будет продолжаться в дальнейшем на внеклассных занятиях и уроках в виде небольших сообщений, демонстраций рисунков, поделок, коллекций, альбомов и др.
Приведем пример природоведческой экскурсии.
Тема «Лес — наш друг» (III класс)
Цель экскурсии. Расширить представление о лесе. Воспитывать бережное отношение к лесу. Организовать отдых учащихся.
Время проведения: период золотой осени.
Вступительная беседа начинается сообщением темы экскурсии. Затем он говорит:
— Мы живем с вами в лесной зоне. Наш долг — хорошо знать жизнь леса и учиться охранять его. Кто из вас бывал в лесу? Чем он вам нравится? Где легче дышится: в городе или в лесу? Почему в лесу нельзя сорить? Почему в лесу надо стараться ходить по тропинкам или дорожкам? Как мы поступим, если нам встретится в лесу маленький зайчонок? Сегодня мы узнаем много интересного о лесе.
После того как ребята оденутся и построятся, воспитатель проверяет общее количество учащихся, инструктирует их о правилах поведения в дороге, в лесу.
Подойдя к опушке леса, экскурсовод читает стихотворение С. Погореловского «Лес»:
Здравствуй, лес,
дремучий лес,
полный сказок и чудес!
Ты о чем: шумишь листвою
ночью темной, грозовою,
что нам шепчешь на заре
весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
ты же видишь, мы свои.
— Ребята, внимательно посмотрите на лес и скажите, как он выглядит в своем осеннем наряде. (Лес очень нарядный, величественный, пестрый, он напоминает расписной терем.) Русские писатели любовно называли леса лесными хоромами. Что же представляет собой лес?
— Лес напоминает многоэтажное здание. На каждом его этаже свои растения, птицы, звери, насекомые. Все они тесно взаимосвязаны между собой и с окружающим миром. Так, например, под землей находится много корней трав, кустарников, деревьев. Это как бы подвал. Здесь корни различных деревьев сплетаются с нитями грибницы, они взаимно помогают друг другу развиваться. Под землей находятся дома у мышей, барсуков, кротов и разных насекомых. К жителям подземелья относятся также земляные черви. Они рыхлят почву, перемещают перегной и делают ее более плодородной.
— На поверхности земли растет мох и травянистые растения. Здесь лесное население более разнообразное. Прямо на земле в траве вьют гнезда соловьи, строят свои домики муравьи, ящерицы, ежи, устраивают берлоги медведи, роют норы лисы и другие звери и насекомые.
— На следующем этаже растут кустарники. Здесь вьют свои гнезда дрозды. Еще выше находятся различной формы и высоты кроны деревьев. В стволах деревьев делают дупла (домики) белки, дятлы, синички, еще выше — совы. На самых верхних этажах размещены гнезда хищных птиц, ястребов, орлов. В летний период все этажи леса сильно заселены.
Затем здесь же — на Опушке леса или на поляне — предлагаем детям поиграть.
Дети встают в круг, взрослый — в центр круга. Когда взрослый назовет какое-нибудь дерево нашего леса (например, березу), дети должны бежать по кругу с распростертыми руками. Когда назовет кустарник (например, шиповник), дети должны приседать, назовет травянистое растение (например, кислицу), дети должны подниматься на пальчики и хлопать в ладоши.
Перечисляем: липа, дуб, шиповник, осина, кислица, береза, ель, подорожник, сосна, пихта, калина, кипрей, клен, ива, черемуха, грушайка, кедр, зверобой и т. д
Во время прогулки по тропинкам леса следует фронтальное наблюдение за деревьями, кустарниками, травами, птицами, насекомыми. Дети загадывают загадки.
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Лиственное дерево.)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?
(Хвойное дерево.)
Есть у родственницы елки Неколючие иголки, Но, в отличие от елки, Опадают те иголки. (Лиственница.)
Стоит Алена, Платок зеленый, Тонкий стан, Белый сарафан.
(Береза.)
Что за дерево стоит — Ветра нет, а лист дрожит?
(Осина.)
Я на розу похож,
Разве что не так хорош,
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды.
(Шиповник.)
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает.
Зимой согревает.
(Лес.)
— Объясните эту загадку.
— Весной лес радует всех своим нарядом, свежей листвой деревьев, трав, цветов, веселым Пением птиц. Летом в жаркую погоду человек найдет в лесу тень, прохладу. Осенью лес дарит людям грибы, орехи и ягоды (клюкву, рябину, плоды шиповника). Зимой на открытой местности, в поле, очень холодно, а в лесу за деревьями значительно теплее. Кроме того, большинство домов в сельской местности отапливаются зимой дровами.
— Какое еще значение имеет лес? Обобщаем и дополняем ответы детей,
— Лес — это наш зеленый друг, эта наша здравница. Он очищает воздух от пыли и обогащает его кислородом. Лесной воздух имеет целебные свойства. Поэтому пионерские лагеря, дома отдыха, санатории, строят чаще всего в лесу. Лес украшает нашу землю. В лесу у нас всегда хорошее настроение. А еще лес является хранителем влаги и защитником почвы от размыва. Он оберегает реки от обмеления, поля от засухи.
Каждый день мы соприкасаемся с изделиями, изготовленными из древесины. Это тетради, книга, парты, столы и множество других предметов. На них расходуется очень много древесины, а лес растет медленно. Требуется не менее ста лет для его роста.
Поэтому уже сейчас мы должны думать, как сохранить лес. Какую посильную работу по охране леса мы можем осуществить?
Ответы учащихся обобщаем:
— учиться культурно вести себя в природе;
— принимать посильное участие в уборке валежника, мусора;
— организовать сбор семян деревьев и кустарников, чтобы засевать пустыри, склоны и дно оврагов;
— продолжать сбор макулатуры.
Подводя итоги, говорим:
— В каком лесу мы сегодня побывали (смешанном, хвойном, лиственном)? Какие растения встретили в лесу? Почему лес называют нашим зеленым другом?
Детям дается задание оформить альбом на тему «Леса нашего края».
Завершая экскурсию в лес, оцениваем поведение детей в природе, благодарим их за помощь в работе.