Этот праздник пришел к нам из давних языческих времен, однако до сих пор является одной из наиболее почитаемых традиций европейских народов. Причем во всех странах он имеет разное название. Норвежцы назвали праздник Jonsok – в честь Иоанна Крестителя. Также известно название Jonsvaka (Jonsvoko), образованное от глагола vake (бодрствовать) и имени Johan. И это не случайно: местные жители считали, что спать в Иванову ночь нельзя.
Праздничные торжества начинались вечером, продолжаясь всю ночь, и завершались встречей рассвета. До 1770 года праздник Иванова дня носил официальный характер. Однако его упразднение вовсе не послужило поводом для народного охлаждения, а даже наоборот, еще больше усилило народную любовь и уважение. В сравнении с Пасхой и Рождеством, Иванов день меньше связан с церковными традициями. А вот основная часть древних языческих обычаев связана именно с Ивановой ночью.
Главной традицией, приуроченной к Ивановой ночи, является разжигание костров. С древних времен люди приписывали огню мистическую защитную силу от злых духов и всякой нечисти. Огонь – это самая действенная и сильная очистительная стихия: он сжигает все отжившее и грязное, однако сам огонь при этом всегда остается чистым. Собственно костру отводилась роль «помощника» солнца в одолении верхушки неба, символа победы света над тьмой. Поддерживая костер на протяжении всей ночи, люди как бы приветствовали новое солнце. При этом величина костра имела немаловажное значение. Очень часто по этому поводу даже устраивались состязания – кто разожжет самое высокое и яркое пламя. Многие страны до сих пор отдают дань обычаю прыгать через костер. Подобные игры являются необходимым обрядом очищения. При этом над костром ставится высокая жердь, украшенная листьями и венками или же увенчанная колесом. Одним из самых торжественных моментов праздника является сжигание жерди, как знак ухода всего отжившего и старого.
Иванова ночь – это один из самых веселых народных праздников. Это миг наивысшего веселья и радости, миг единения человека с окружающим миром, с природой. А когда при этом все вокруг цветет – как же не петь и не веселиться? Начало праздника знаменуется криками, выстрелами ружей и громкими песнями. До самого рассвета повсюду слышатся звуки шумного торжества, которое не обходится и без обильных возлияний, имевших в древности особый сакральный смысл, и совершавшихся исключительно во славу богов.
Конечно, сейчас многие из этих обычаев либо забыты, либо носят сугубо формальный характер. Но сам праздник до сих пор жив и несет в себе расцвет жизненных сил, торжество лета и плодородия.