Предварительная работа: Чтение сказок А.С.Пушкина. Рисование героев сказок с использованием различных изобразительных техник. Заучивание стихотворений и отрывков из сказок. Организация выставки детских рисунков. Изготовление атрибутов по сказкам Пушкина и оформление панно «Лукоморье»
Оборудование:
Телевизор, DVD –плеер, магнитофон;
Портрет А. С. Пушкина;
Выставка книг А. С. Пушкина.
Рисунки детей по сказкам А. С. Пушкина.
Аудиозаписи : « В гостях у сказки» ; Г.Свиридов «Вальс»; «Зимний вечер» композитор Яковлев; «За рекой калинушка» (рус. народ. песня в исполнении Е.Комаровой) ; «Золотая рыбка».
Диск со сказками Пушкина.
Ход занятия:
Под музыку «В гостях у сказки» дети входят в зал и рассаживаются. Мальчик - дворецкий вносит свечи, воспитатель зажигает их.
Ведущий:6 июня 1799 года родился удивительно талантливый человек, А.С.Пушкин. Его называли «солнцем русской поэзии». Нет человека, который бы не знал и не любил замечательных произведений Пушкина.
Дети читают стихи о зиме: «Вот север, тучи нагоняя» ; «Зимнее утро».
Танец «Метель».
Ведущий: Мы послушали стихи о зиме и посмотрели замечательный танец «Метель»,а сейчас дети прочтут стихи о весне : «Гонимы вешними лучами»; « За весной, красой природы»; следом за весной идет лето:
« Румяной зарею»; « Улыбкой ясною природа»; и еще стихи о золотой осени : « Уж небо осенью дышало,» ; « Унылая пора! Очей очарованье!».
Мы открыли наш вечер с замечательных стихов А.С.Пушкина. Строчки его стихотворений словно тропинки, ведут нас в страну поэзии. Кого только не встретишь на этих неведомых дорожках! И гордого Гвидона и белую царевну Лебедь. И бойкого Балду, и чародея Черномора и славного Руслана.
Вы будите идти по тропинкам стихов и как сказочный богатырь расти день ото дня. А Пушкин будет всегда с вами, всю жизнь. Он расскажет вам про громкие битвы и тихие таинственные дубравы, про медного всадника и царя Салтана.
Улыбнется Пушкин своим потомкам : «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»
-Здравствуй, Пушкин! – говорят сегодня ребята, чьи рисунки мы видим на этой выставке.
- Здравствуй, Пушкин! – скажем сегодня все мы.
Стихотворение о няне.
Ведущий: А как звали няню Пушкина? (ответы детей ). Правильно. Пушкин по настоящему крепко любил свою няню. Об их искренних и душевно теплых отношениях много говорит стихотворение « Зимний вечер». А композитор Яковлев написал музыку на эти стихотворение и получилась замечательная песня, которую мы сейчас и услышим.
Песня « Зимний вечер».
Приходит няня и садится в кресло.
Ведущий: Мы так и видим молодого поэта с его старенькой « мамушкой», как он ласково иногда звал свою няню.
А теперь представьте : зима, вечер, за окном бушует метель, в печной трубе гудит ветер. В такие минуты Пушкину было особенно одиноко, на душе – грустно. И поэт приходил к няне в светелку – отдохнуть, послушать ее напевный голос, хорошую русскую песню, на которую няня была большая мастерица.
Няня поет.
Ведущая: Арина Родионовна, не только пела Пушкину песни, она была еще и сказочницей. Говор у нее был особый, певучий, говорила она « окая». Пушкин с ее слов записывал сказки, которые потом переложил в стихи.
Мастерица ведь была, и откуда что брала!
А куды разумны шутки, приговорки, прибаутки,
Небылицы, былины православной старины!
Слушать, так душе отрадно. И не пил бы, и не ел,
Все бы слушал да сидел. Кто придумал их так ладно?
Сегодня мы вспомним любимые всеми сказки А.С.Пушкина и услышим их из уст самой Арины Родионовны.
Няня рассказывает сказки (отрывки), дети изображают персонажей из сказок:
1. Сазка о попе и работнике его Балде.
Жил-был поп, толоконный лоб.
Пошел поп по базару посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда идет, сам не зная куда.
Андрей З:"Что, батька, так рано поднялся? чего ты взыскался?"
Поп(Рома К) ему в ответ: "Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?"
2. Сказка о царе Салтане.
Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя родила богатыря».
3. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.
На девичник собираясь. Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим, перемолвилася с ним:
Ира К:"Я ль, скажи мне. всех милее.
Всех румяней и белее?"
Что же зеркальце в ответ?
"Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее".
Ира К:"Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
4. Сказка о золотом петушке.
Вот мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка Золотого петушка. "Посади ты эту птицу, - молвил он царю, - на спицу;
Петушок мой золотой будет верный сторож твой:
Коль кругом всё будет мирно, так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной, иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок приподымет гребешок,закричит: «Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!»
5. Сказка о рыбаке и рыбке.
Жил старик со своею старухой у самого синего моря; Раз он в море закинул невод,- пришел невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод,- пришел невод с травой морскою. В третий раз он закинул невод- пришел невод с одною рыбкой, с непростою рыбкой- золотою. Как взмолится золотая рыбка, голосом молвит человечьим.
Рыбка:………
Удивился старик, испугался. Он рыбачил 30 лет и 3 года, и не слыхивал чтобы рыба говорила. Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово.
Рыбак:…………….
Танец «Золотой рыбки».
Ведущая: Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма!
Пришла пора отдохнуть, у нас
музыкальная пауза « Море волнуется».
Пока играет мелодия, вы должны вспомнить и изобразить героя из любой сказки, мелодия закончится, вы должны замереть, а я попробую угадать, какого героя вы изобразили.
А сейчас, послушайте
отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» (дети читают).
Ведущая: Сегодня мы вспомнили много стихов и сказок А.С.Пушкина, а как вы их усвоили узнаем в
игре «Из какой сказки отрывок».
Няня: И у меня для вас игра, в волшебном сундуке лежат предметы:
« Назови из какой сказки предметы?»
(Орех, шапка звездочета, яблоко, рыбка, зеркало, белочка, кот и др.)
Молодцы! Я вижу, ваши дети любят Пушкина, его сказки, стихи, умеючи их читают, показали много сцен из сказок.
Ведущая:
Нет сомнений в том, что вам, ребята, нравятся сказки Пушкина. И эта любовь с годами будет все возрастать. Наш родной Пушкин всегда с нами на всю нашу жизнь.
Няня:
Мне хочется пожелать, вам ребята, сохранить незабываемое впечатление от чудесных стихов Пушкина, и полюбить его и как поэта, и как человека. В память о нашей встрече хочу подарить вам диск с его сказками. До свидания, ребята (уходит).
Ведущая: Ну что ж, ребята, занимайте места в зрительном зале, будем смотреть новую сказку.
Просмотр сказки по выбору.
Ведущая:
Вот и все. Последней сказки закрываем мы страницу!
В путешествии волшебном очень быстро время мчится!
Были вы, друзья, отважны, не боялись злых героев.
В жизни, верьте, очень важно за друзей стоять горою!
Ну, а если захотите в Лукоморье возвратиться,
То чудесные мгновения могут снова повториться.
В этом нам поможет книга! Стоит в руки ее взять,
И любимые герои с нами встретятся опять!
Если вы, ребята, хотите еще раз окунуться в творчество А.С.Пушкина, то можете взять книги, представленные на этой выставке, рассмотреть иллюстрации, вспомнить знакомые стихи и сказки. До новых встреч друзья!
Мальчик - дворецкий гасит свечи и уносит их
Дети покидают зал.