День как будто бы не предвещал ничего необычного. Ребята сели за парты, учительница довольно буднично сказала: "Ребята, сегодня у нас будет посвящение, мы проверим, что вы знаете и умеете, потом повесим табличку на класс, сейчас я ее вам покажу, она здесь, в ящике стола. Куда же она делась? Товарищи родители, вы табличку не видели? Ой, что это? Записка какая-то, а я очки забыла".
Ребята прочитали записку:
"Привет, ученички! Это пишет вам злой Кляксич. Учиться собрались? Не выйдет! И 1-А классом вы не станете. Потому что табличку я украл и не отдам. Секрет знают буквы, но выведать его смогут только очень дружные ребята. Посмотрим, получится ли у вас. Попробуйте, попробуйте. А я посмеюсь. Ха-ха".
Ребята выбегают на улицу, там их встречает буква А в шляпе из половинки арбуза.
- Арбуз! Апельсин! Ананас! Аппетитно!!! Акация колючая, осторожно. Аквариум с актиниями хочу. Обзаведусь обязательно. А еще арифметику обожаю. Астрономию и алхимию. Астролябией все апробирую.
- А вы кто такие? А-а-а... А что умеете? А-а-а...
Наговорившись на любимую букву, "А" приходит в себя и объясняет задание: все заходят внутрь веревки, связанной кольцом, встают лицом в круг, а веревку держат в руках за спиной. Задача - построить из веревки треугольник.
Вариант этого испытания для более старших детей - сделать это молча, не советуясь друг с другом.
Буква А отдает ребятам первую часть шифровки. Сделана она так: листочек, заполненный буквами, разрезан на 5 частей, на каждом этапе ребята получат по одной части. На последнем этапе они получат листок с окошками. Останется только собрать листок буквами и положить сверху листок с окошками. Надо им сказать, чтобы не ломали голову, пока все не соберут, а там легко догадаться.
Бежим дальше. Там буква Б с барабаном на шее, корзинкой с баранками и в болотных сапогах.
- Будете брать бублики, баранки? Берите больше, больше! Баранки - блеск! Объеденье. Берите, берите!
- Берегитесь: болото! Будете перебираться. Берите быстро бумагу, бережно! Болото - бяка! Будьте бдительны! Будете брыкаться - заБодаю! У, бармаглоты!
Задание буквы "Б" похоже на игру "Кочки на болоте", только коллективное. Все становятся на двух полосках обоев, нужно перебраться на некоторое расстояние. Скучковаться на одной полосе, переложить вторую, аккуратно перешагнуть и т.п.
Результат - вторая часть шифровки.
Буква "В" с ведром в руках. В ведре - кусок шифровки.
- Ведро возьмете. Волшебное! Вон какое вымахало! Внутрь все, что хочешь, влезет: хоть ворона, хоть выхухоль, хоть воробей! И влезет, и вылезет! Вам всем весело будет. Выручите! Вопию! Возьму дешево! Вообще даром!
- Вам надо выстроиться в порядке ваших домов по вашим улицам. Внимательней! Вот здесь самый маленький номер дома, дальше - по возрастанию. В одном доме - по номерам квартир.
Задание буквы "В" - построиться по номерам домов по указателям с названиями улиц.
Строиться можно по-всякому: по датам рождения, по этажам, по номерам квартир, по именам по алфавиту (для детей постарше). Мы выбрали именно такой способ, чтобы соседи познакомились, но если у вас нет уверенности, что все дети живут ровно на 4-х улицах, выбирайте другой. :-)
Буква "Г"
- Говорите громче, господа: глуховат я, и галки галдят! Ох, глупый я, горемыка. Ну ничего: пойду гулять - гирю найду. Год потренируюсь - грузчиком стану. Грузным... Горевать не буду!
- Глядите: грязь! На лавочку - гоп! Гуськом, гуськом, голубчики! А теперь вот так: все стоят, сначала последний перебирается, потом предпоследний... Я же говорю - глупый я, горемыка. Все наоборот делаю и других заставляю. Ох, горько мне...
Через "грязь" ведет лавочка, узенькая из спортзала. На другом конце спрятан конверт с кусочком записки. Задача: построиться на лавочке, затем последний должен пройти по лавочке и сойти первым, затем - предпоследний и т.д. После того, как конверт найдут, на усмотрение проводящего этап, можно пройти обратно в обратной последовательности (чтобы первыми прошли те, кто туда был последними).
Буква "Д" с дудкой.
- Добрый день, друзья! Давайте договоримся. Я - буква Д. Довольно добрая. Даже дружелюбная. Дюже люблю добрые песни. Только дружно. Дружно давайте договоримся петь, да? Все вместе. Если не дружно - дело дрянь. Добра не дам. Дохлый номер. Договаривайтесь, какую песню петь будете, я пока отдохну. День-деньской дурака валять - виданное ли дело! Договорились? Дудку дать? Дудеть будете: ду-ду...
Задание - спеть хором песню. Какую - дети выбирают сами.
Буква "Е"
- Едете? Дальше не проедете. Еще чего! Съезд ежей впереди. Ежи не пускают, елки-палки! Не пройти, не проехать нельзя. Беда! Ералаш! Медведи на велосипеде - и те не проехали. Повернули. Еще бы: ежей десятки. Съедят, если что! Не весело... (шепотом): есть один способ. Не простой... Для смелых...
Объясняет суть задания. Задание самое сложное. Между деревьями натягивается веревка, это переправа. Расстояние такое, что крайние дети могут держаться за ствол, а лучше за специально привязанную веревку с петлей на конце, а средний может держаться только за руки крайних. Первого переводят взрослые, а дальше дети перебираются, помогая друг другу, а взрослые только подстраховывают.
После всех шести этапов расшифровали записку, там указание, где спрятан клад - "Кабинет 15, 3 шкаф от окна". В коробке искомая табличка "1-а класс", подарки, и, конечно же, конфеты.
Все испытания были взяты из коллекции "игр на взаимодействие" из опыта оздоровительного лагеря. Но тут часто вмешивались родители с помощью. Только к последнему этапу они поняли, что цель мероприятия - научить детей помогать друг другу, и подстраховывали, но не помогали. Впрочем, мы сами виноваты - надо было собрать их перед началом и объяснить, что к чему.
Процесс прохождения этапов увлек ребят настолько, что про шифровку они совершенно забыли, кусочки собирала учительница.
В принципе, подобное мероприятие необязательно привязывать к поступлению в первый класс, можно проводить его когда угодно, приплетая любую удобную легенду или вовсе без нее. Кратко перечислю испытания, которые могли бы быть, но не вошли. Обычно их не больше 6-8, по этапам параллельно могут бегать несколько команд, тогда понадобятся маршрутные листы и четкое ограничение времени на каждом этапе.
Вариант с веревками - натягивается треугольник, дети пролезают под веревками, а вылезти можно только сверху. Для меня всегда было загадкой, как вылезают последние двое.
Каждому дается по спичке, нужно построить букву, да причем так, чтобы ни одной лишней спички не осталось. Вариант для очень дружных - сделать это молча.
Коллективно решить данетку. Вопросы дети обсуждают, задают самые важные. Лимит вопросов - 20 штук.
Вместо треугольника строить более сложные фигуры или буквы.
Мимо строя проносится лист ватмана, каждый рисует несколько секунд, должен получиться общий рисунок на заданную тему.