Цели:
- раскрытие христианского понимания смысла масленичной недели в годовом укладе жизни как подготовки к вступлению в Великий пост;
- приобщение к поэтике русской музыкальной, календарной традиции, раскрытие ее воспитательных возможностей, начальное освоение пения и танцевальной пластики;
-деятельное знакомство с особенностями мужского и женского традиционного костюма и пляса как отражение представлений о благочестии в облике, поведении, отношениях;
- содействие организации совместной детско-родительской деятельности, развитие способности продуктивного взаимодействия в коллективе детей и взрослых…
Действующие лица:
I ведущий (взрослый)
II ведущий (взрослый)
Группа детей с бубенцами (3 – 4 чел.)
Группа детей с гудочками (3 – 4 чел.) всего не более 16 детей
Песенная группа детей (со взрослыми)
Весна (девочка)
Зима (взрослый)
Мамина дочка
Маленькая девочка
Гармонист
В подготовительный период необходимы: постановщик, концертмейстер.
Все участники в русских костюмах.
Оборудование:
гудочки (глиняные птички),
трещотки,
металлофон,
поднос с блинами,
корзина с травой и цветами (можно искусственными),
красивое красное яичко.
Сцена I. Приветствие
Звучат 2 - 3 аккорда гармони. Группа участвующих в представлении детей и взрослых проходят с плясом и песней через зрительный зал.
Поют
1. Ой, вставали мы ранешенько,
Умывалися белешенько!
Припев: (2 раза)
Пришла к нам Масленица –
Принесла блины и маслице.
2. Ой, ребята, собирайтеся,
Во наряды наряжайтеся!
Припев:
3. Будем вместе хороводы мы водить,
Надо нам еще и зиму проводить!
Припев:
4. Ой, стояли мы у жаркой печи –
Выпекали мы блины и калачи.
Припев:
Дети становятся полукругом. Кланяются.
I ведущий
Мир вам, люди добрые, – и большим, и малым!
Слышите, что нынче делается:
То первые капели звенят!
То звонкие птичьи голоса звучат!
Весна к нам в окошки стучится. Ее нынче встречаем – а с ней свет, тепло, пробуждение жизни!
Приветствует зрителей поклоном. Группа детей звенит в бубенчики. Группа детей дует в гудочки.
Речитативом, под аккомпанемент трещоток.
1-й ребенок
Собрался народ – во широкий хоровод.
2-й ребенок
Масленицу отгулять.
3-й ребенок
Да с зимою провожать!
4-й ребенок
Весну красную встречать!
5-й ребенок
Пост Великий привечать!
Сцена II. Про Масленицу и Великий пост. Диалог со зрителями
II ведущий (кивает на детей)
Масленицу, говорят, гуляем. Пост Великий привечаем!.. А что же это, честной народ, за время такое Масленицей зовется?
(Слушаем ответы зрителей.)
Верно, Масленица – неделя перед самым началом Великого поста, когда люди блинками объедаются, маслицем угощаются, гуляют-потешаются!
I ведущий
А скажите-ка, разумники: от какого это слова имя Масленица происходит?
(Масло!)
Верно. А после Масленицы – пост. Уж не до маслица, не до скоромной пищи, не до забав. Время – постное, да светлой радостью озаренное. Дорожка поста Великого к празднику праздников нас приведет. Какому?
(- К Пасхе, Воскресению Христову!)
Верно. До поста уж … денечка осталось – масленицу отгулять, блинками полакомиться!
Сцена III. "Квашня"
Мамина дочка выбегает из числа детей, обращается к I ведущей.
Мамина дочка
Ой, мамочка, что же ты стоишь?! Ты же тесто для блинков на дрожжах замесила! Как бы твоя квашня по дому не пошла!
I ведущий
Ой, и впрямь – что же я стою? Разговоры разговариваю! Ой!.. Кабы моя квашня по дому не пошла! Где моя кадушка? Где мое тесто?
Оборачивается к детям. Подбегает к ним, организуя "кадушку" и "квашню". Часть детей (или II ведущий с 2 - 3 помощниками-взрослыми) берется за руки, присев, образует круг – "кадушка". Другие дети приседают на корточки внутри круга, взявшись за руки, – "тесто".
I ведущий
Ой! В кадушке – мало места!
Дети – "тесто" (хором)
Поднималось наше тесто!
Вылезало наше тесто!
Убегало наше тесто!
"Тесто" постепенно поднимается, "вылезает из кадушки".
I ведущий (хозяйка)
У меня квашня
По избе пошла!
У меня квашня
По избе пошла.
Припев: Ну-да, ну-да, ну-да, ну-да –
По избе пошла.
До дверей дошла –
Двери выставила!
Припев: Ну-да, ну-да, ну-да, ну-да –
Двери выставила!
Двери выставила –
Избу выстудила!
Припев: Ну-да, ну-да, ну-да, ну-да –
Избу выстудила!
Вот пойду, пойду
Вдоль по улице гулять.
Припев: Ну-да, ну-да, ну-да, ну-да –
Вдоль по улице гулять!
Вдоль по улице гулять –
Свое тесто догонять!
Припев: Ну-да, ну-да, ну-да, ну-да –
Свое тесто догонять!
Все участники подхватывают песню.
II ведущий с помощником образует, подняв руки, "воротца", и "тесто" проходит под них и обратно, вновь возвращается в хоровод. Хоровод-змейка ("хозяйка" догоняет "тесто", цепляется к последнему в хороводе, тянет его к себе). Высоко поднимаются руки в хороводе, I ведущий проходит под "воротца".
I ведущий вместе с детьми
Тесто, тесто!
Знай свое место!
"Тесто" вновь быстро собирается в "квашню".
Сцена IV. "Блины"
II ведущий
Ну вот, теперь можно и блиночков напечь!
Поет
Припев: Ой, блины мои, блины,
Вы блиночки мои!
Ой, блины мои, блины,
Вы блиночки мои!
Дети в "квашне" хлопают в ладоши.
Гости, будьте же здоровы!
Вот – блины мои готовы!
Припев:
Указывает на помощника в народном костюме, который выносит поднос с блинами.
II ведущий (диалог со зрителями)
Так, так, так… Погодите, постойте!
Скажите-ка, наелись вы блиночков на масленичной неделе? В понедельник блины ели?.. Во вторник ели?.. В среду?.. В четверг?.. Ой, это дело опасное. Проверить бы надо – не повредились ли вы в уме от обжорства… А то знаете как бывает: заплывут мозги маслом, и все… не до ученья.
А ну-ка, любезная … (называется имя одной из воспитательниц), испытайте-ка детей!
Задачки детям.
Воспитатель задает вопросы (серьезные и шутливые) детям. За каждый правильный ответ несколько блинков с подноса откладывается на тарелочку для последующего угощения на чаепитии в группе. При правильном ответе дети-участники представления поют вместе с ведущими:
Ой, блины мои, блины,
Вы блиночки мои!
При неправильном ответе:
Тин – тин – танка!
Не дадим блинка!
Сцена V. "Зимушка - зима"
I ведущий
Эх, хорошо и умом пораскинули, и пели, и плясали! Аж жарко стало! Вот, всегда бы так – а то зима эта!.. Холодище! Снежище! Бр-р! Морозище! Надоело?
Дети (и зрители)
Надоело!
Звучит гармонь: под музыку песни "Ой, мороз, мороз…" в зал входит Зима, шествует мимо зрителей, ворчит.
Зима (идет)
А, вот как… Слышу, слышу – меня, Зимушку, поминаете. Да не добрым словом! Что, слышу, недоела вам Зима?
(Надоела!)
Зима (гневно)
Ай, бессовестные, забыли, какие я вам забавы веселые приносила! На санках катались? (Да!)
На лыжах? На коньках?
(Катались…)
А праздники?
(Рождество, Новый год.)
I ведущий
Ты, Зима, не обижайся! Мы тебя любим, просто всему свой черед: тебе – за моря уходить, Весне землю отогревать, людям – к празднику Великому готовиться!
Дети и ведущий прощально машут руками Зиме.
Зима (возмущенно и требовательно)
Так! За моря, значит, решили меня отправить?.. Да дайте хоть на нее поглядеть, на Весну эту! А то разговоры одни – Весна! Красна!.. Поглядеть дайте!
Сцена VI. "Весенние заклички"
II ведущий
Ну, что ж, дети, давайте Весну звать-закликать!
Дети встают со скамьи перед зрителями, Зима отступает. Дети звонят в бубенцы, гудят в гудочки. (Также после каждой заклички.)
1-й ребенок
Весна! Приди!
Землю ото сна буди!
2-й ребенок
Солнышко-солнце
Плесни, Весна, в оконце!
3-й ребенок
Приди, Весна, с радостью,
Приди с Божьей милостью:
С рожью зернистою,
С пшеничкой золотистою!
4-й ребенок
Приди, Весна, с Божьей милостью!
5-й ребенок
С красной калиной,
Со сладкою малиной.
6-й ребенок
Со лазоревым цветком
Да с румяным пирожком!
7-й ребенок
С солнцем ясным,
С Пасхой красной!
Все вместе
Приди, Весна,
Буди землю ото сна!
Сцена VII. "Весна"
Звучит музыка - танец Весны. Весна входит, танцует на всем пути. Кланяется.
I ведущий
Здравствуй, Весна-матушка!
С чем ты, красавица, к нам пожаловала?
Весна
К земле – с теплом!
К полям – с зерном!
К домам – с добром!
Да с Великим постом!
II ведущий
Не все Масленицу гулять – вот и Великий пост настает!
Зима
Как это – Масленицу не гулять? Все, значит?.. Нет, вы слыхали: с чем Весна пришла?
С теплом! Да от твоего тепла – слякоть, грязища одна. То ли дело зимой – все белым-бело! Красота!
А еще слыхали? С Великим постом! Не уйду, от вас, сиротинушек, на пост, на голод не оставлю! Пусть всегда будет Масленица! (Декламирует несколько раз).
Маленькая девочка подходит к Зиме, дергает за подол, говорит.
Маленькая девочка
Да, что ты, Зимушка! Уймись! Я все про Масленицу знаю – где это видано, где это слыхано, чтобы Масленица не уходила?
Обленятся люди от обжорства да от гуляния!
Вот мы на Масленицу повеселились, поиграли, а пост нам для того дан, чтобы и душа возрадовалась, к празднику великому приготовилась.
У нас знаешь как в пословицах про то говорится?
Зима
В каких таких пословицах? Не знаю…
(Растерянно отступает.)
Маленькая девочка
А у нас про то даже малые дети знают. Вот послушай, присядь.
Зима усаживается на скамеечку.
1-й ребенок
Умеренность – мать здоровья!
2-й ребенок
Не все за раз – оставь про запас!
3-й ребенок
Не хлебом душа жива – молитвою.
4-й ребенок
Не гордись брюхом, смирись духом.
5-й ребенок
Без смирения – нет спасения.
I ведущий
А еще, Зимушка, у нас про то и в сказках говорится. Вот Морозко – твой братец – хотел было девицу до смерти заморозить в лесу, куда ее злая мачеха отправила. Морозко вокруг нее и поскакивал, и пощелкивал – морозил. А она только молилась тихонечко, ни разу духом не возмутилась… (Дети – "лес" покачивают руками над головой. Маленькая девочка – девица, садится под "ветвями". Дети похлопывают в ладоши, трещат в трещотки при словах о проказах Морозко.)
Одарил ее за смирение Морозко-то: полны сундуки добра, да платье злототканное ей пожаловал. (Берет за руку, поднимая Маленькую девочку, словно любуясь ею.)
Вот так!
Зима (обращается к зрителям)
Вот какие вы удивительные, люди… И жирно есть, и сладко пить, и мягко спать любите, а в лютый мороз не шубой, а смирением да молитвой спасаетесь!.. Что в вас, люди, такого есть, что важнее тела – белого, чистого, сытого?
(Душа!)
А что же, ей, душе вашей, надобно? Тело без хлеба хиреет, а душа? Чем она жива?
(Душа молитвою жива…)
Что ж, вижу – не по уму, не по чести мне вам добрые пути загораживать… Только вот добрый-то путь не всяк найдет! В жизни ведь как бывает – как в поле заснеженном: метели метут – идти не дают, ни зги не видать – как дорогу отыскать.. Скажите-ка мне, неразумной, что вам, людям, с правильного путь жизни не сбиться помогает?
(Вера. Заповеди Божии…)
I ведущий
Вот так, Зима!
Когда человек угодным Богу путем идет, то и душа его просыпаться начинает. Как воздух весенний веет, так и душа в человеке оживает. И всем вокруг такого человека тепло становится – и людям, и зверям.
Зима
Ну что ж! Идите в добрый путь. А я еще к вам загляну, снежком припорошу, проверю: как там вы пост держите – так ли, как говорите, – с духом добрым и радостным. Ой, погляжу!
II ведущий
Да и нам глядеть теперь в оба – чтобы постом-то Великим не ослабнуть духом, не осрамиться!
I ведущий
А кто из вас, люди добрые, знает, как самый последний день Масленичной недели называется?
(Прощеное воскресенье!)
Верно.
До Прощеного воскресенья всего-то … денечка и осталось. А там – и 7 недель поста Великого.
Дети поют, проходят под "воротца", которые держат ведущие, разбиваясь на две группы – по левую и правую стороны от ведущих. (Сл. А. Крячко, о. Алексея (Сысоева), муз. А. Крячко.)
Семь царских седмиц
Великого поста,
Нам путь во спасенье,
Души цветенье
Во имя Христа!
(3 раза под металлофон)
I ведущий
С миром пришли, с миром и пойдем. С добрым настроением и бодрым духом проведем последние денечки масленичной недели.
II ведущий
Прощения друг у друга испросив, в Великий пост вступим.
А нас, если чем не угодили, простите, люди добрые!
Все уходят под мелодию последней песенки – звучит металлофон.
Весна выносит корзину, накрытую белым "снежным" покрывалом. Под слова песни "Души цветенье" покрывало медленно открывается. Под ним – цветы в зеленой "травке".
Маленькая девочка подносит к корзине красное яичко и на слова "Во имя Христа" кладет его в зеленую "травку".