Да! Я люблю свою профессию
И с каждым годом все сильней,
Она похоже на поэзию,
Хоть много будничного в ней,
Она, как стих, не терпит серости,
Не терпит косности и зла,
Она еще в глубокой древности
Талант и мудрость обрела
В вестибюле оформлен конкурс икебана. У входа весит плакат:
Вошедший в книжный храм,
Повремени с уходом,
Ведь впереди познания труд
И мудрости дорога
Зал празднично украшен. Висят лозунги, плакаты, приветствия:
Библиотекарь начинается с книги.
Библиотекарями не рождаются, ими становятся в Таганрогской ЦБС.
Вскружить голову читателю это еще не значит повысит книговыдачу.
Библиотекарь должен знать все, но не больше!
Толковый библиотекарь из любого читателя может сделать библиофила.
ВЕДУЩИЙ: Дорогие друзья! Сегодня у нас праздник. Праздник тех, кто решил посвятить свою жизнь служению книги и человеку!
ВЕДУЩИЙ: Наша Профессия. Разными путями мы пришли к ней, к своей жизненной цели. И в избранной профессии мы сумели увидеть ее нравственный смысл, ощутить её общественную значимость. И если, говоря словами Ушинского, мы «вложим м неё всю свою душу, то счастье само отыщет нас».
ВЕДУЩИЙ: Выбор профессии – один из главных аспектов самоопределения личности. Мы этот выбор сделали.
ВЕДУЩИЙ:
Да! Я люблю свою профессию
И с каждым годом все сильней,
Она похоже на поэзию,
Хоть много будничного в ней,
Она, как стих, не терпит серости,
Не терпит косности и зла,
Она еще в глубокой древности
Талант и мудрость обрела
Звучит органная музыка
ВЕДУЩИЙ: Прекрасны дела твои Гипатия, светлая звезда мудрости (из стихотворения «Гипатия» конец IV в. н. э. Александрия)
ВЕДУЩИЙ: Она была совсем юной, эта Гипатия, почти девочкой. В 391 г. Когда римляне во второй раз сожгли Александрийскую библиотеку, ей едва исполнился 21 год. Она работала а этой библиотеки вмести с отцом, известным математиком Теоном.
ВЕДУЩИЙ: Она была очень красивой, эта Гипатия. По словам современников, наряду с глубоким образованием и тонким умом она отличалась редким обаянием, тактом, скромностью и целомудрием, доставившим ей бессмертную славу и восхищенную память людей, память пережившую тысячелетия.
ВЕДУЩИЙ: Известность и авторитет Гипатии были столь велики, что со всех концов огромной Римской Империи, из дальних стран Малой Азии и всего Средиземноморья люди отправлялись в Александрию, чтобы встретится с ней, выслушать ее суждения о философии, астрономии, математике, поработать под её руководством в прославленной Александрийской библиотеки.
ВЕДУЩИЙ: Когда фанатичные христиане разгромили и сожгли Александрийскую библиотеку, Гипатия пользуясь случайно уцелевшими, спасенными из огня экземплярами рукописей Диофанта, Апполония Пергского и др. великих мыслителей древности, писала комментарии к их сочинениям, по листку, по странице восстанавливала вмести со своими помощниками эти бесценные творения человеческого ума.
ВЕДУЩИЙ: Так мог поступить только человек, безгранично веривший в конечное торжество разума, убежденный в необходимости сохранить для будущих поколений драгоценные семена истины. Именно в это время наиболее активно проявилась научная деятельность Гипатии, еще более возросли её слава и авторитет.
ВЕДУЩИЙ: Но с блистательной славой Гипатии не мог смирится архиепископ Кирилл, ученик и последователь организатора поджога Александрийской библиотеки – патриарха Феофила.
ВЕДУЩИЙ: Однажды проезжая по улицам Александрии, архиепископ Кирилл увидел у дома Гипатии множество экипажей, носилок и просто преданных учеников, ожидавших её у ворот. Это вызвало в нем такой взрыв зависти и негодования, что он приказал своим приближенным организовать убийство Гипатии.
ВЕДУЩИЙ: Современник, а возможно и свидетель событий, писатель Сократ – схоластик пишет в своей «Истории церкви»: «… В марте 415 года дикая толпа беснующихся фанатиков подстерегала Гипатию на улице, выволокла из носилок, сорвала с неё одежды, нагую протащила по улице до христианской церкви в Церариуме и там рвала и резала её острыми раковинами… Тело сожгли на площади»
Музыка усиливается…
ВЕДУЩИЙ: Так погибла Гипатия. История не сохранила для нас ни единой строчки из её научных сочинений, так как после смерти Гипатии Александрийская библиотека была вновь сожжена и уже окончательно уничтожена в YII веке при завоевание Египта арабами. Но дело её жизни, её преданное служение книги и знаниям остались жить в нас, в нашей профессии.
ВЕДУЩИЙ: И сегодня, в этот праздничный день мы хотим, чтобы новое наше поколение принесло клятву верности профессии библиотекаря.
Появляется гонец. Зачитывает приказ о зачисление в штат ЦБС молоды специалистов. По ходу чтения приказа новые сотрудники выстраиваются на сцене.
ВЕДУЩИЙ: Для принятия торжественной клятвы библиотекаря ЦБС г. Таганрога прощу всех встать.
Под торжественную музыку появляется Гипатия со свитком клятвы в руках.
ГИПАТИЯ:
Книжные люди, друзья мои ближние
Верные слуги и маршалы книжные,
В книгах – всеведущи
В жизни – застенчивы,
Душ человеческих добрые лекари,
Чувств и поступков библиотекари!
Готовы ли вы принять клятву
Молодые специалисты: Все готовы!
ГИПАТИЯ ЗАЧИТЫВАЕТ КЛЯТВУ:
Вступая в ряды библиотечных работников Таганрогской ЦБС перед лицом своих товарищей, ветеранов труда клянусь:
Высоко нести почетное звание библиотекаря. Все свои силы и знания отдать делу служения книге и человеку. Клянусь!
Быть примером трудолюбия, творческого горения. Высоко держать факел знаний и культуры человечества. Проявлять чуткость и внимание к своим читателям-современникам. Клянусь!
Всегда и везде как святыню множить и продолжать славные традиции ЦБС и помнить, что честь моей библиотеки - это моя честь. Клянусь!
Верность этой клятве пронести через всю свою жизнь!
Клянусь! Клянусь! Клянусь!
ВЕДУЩИЙ: Слово для приветствия предоставляется директору ЦБС Журавлевой Н. Н. (Вручение трудовых книжек, поздравление окончивших учебное заведение в этом году)
ВЕДУЩИЙ: Сегодня на нашем празднике присутствуют ветераны библиотечного труда: кто «ради вас, работы вашей, меж полок проходил десятки раз» и те, кто просто до самозабвения любят книгу и бывают хорошими помощниками библиотекарь в трудную минуту.
ВЕДУЩИЙ: Мы рады приветствовать (перечисляет гостей)
Молодые специалисты преподносят ветеран цветы. Напутственное слово ветеранов молодым.
ВЕДУЩИЙ:
Да кто же он библиотекарь?
Чудак, Фанатик? Странный человек?
Всегда серьезный и дотошный лекарь
Старинных книг и пухлых картотек!
Вы так решили опуская лица
В тяжелый, надоевшей полке тем,
А мне, скажу во век не надивится
Его святым, бесхитростным трудом!
ВЕДУЩИЙ: Труд библиотекаря… На Руси о нем заговорили с XYI века. И, если в западной Европе библиотекарь имел известный общественный вес, положение русского библиотекаря было более, чем скромным. Тогда библиотеки находились в монастырях, и должность библиотекаря сводилась к книгохранению. В XYII веке уже появились первые инструкции об охране книг, о приемах их использования.. Их необходимость была вызвана появлением библиотеки Академии Наук, созданной при Петре I.
ВЕДУЩИЙ: После смерти Петра I в библиотечном деле наступил временный застой. Но вскоре состоялось торжественное открытие библиотеки Московского университета. Она в течении ста лет оставалась единственной публичной библиотекой Москвы. При библиотеке существовали должности суббиблиотекаря и педбиблиотекаря. Причем суббиблиотекарем мог быть назначен только профессор.
ВЕДУЩИЙ: Созвездие величайших имен включает в себя плеяда представителей библиотечного дела Росси. Это Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец, драматург, сатирик. В течение 30 лет он работал помощником библиотекаря императорской публичной библиотеки в Петербурге.
ВЕДУЩИЙ: В течение 50 лет в этой же библиотеки работал известный музыкальный и художественный критик, публицист, ученный – Владимир Васильевич Стасов. Он заведовал рукописным и художественным отделами и был не просто хранителем и собирателем старинных книг, он был властелином сокровищ которыми распоряжался умело и творчески. Девизом Стасова можно считать слова «Сыскал и научу».
ВЕДУЩИЙ: В понимание Стасова В. В. библиотекарь – это прежде всего эрудит, ученный, высококвалифицированный специалист, консультант и руководитель читателя.
ВЕДУЩИЙ: И мы верим, что в наш коллектив пришли именно такие люди. И поэтому мы предлагаем молодым специалистам принять участие в конкурсе знатоков и любителей литературы и искусства. Оценит ваши знания жюри в составе ветеранов.
Задаются вопросы. Участники отвечают. Награждаются победители.
ВЕДУЩИЙ: А сейчас с музыкальным приветствием выступает наш нотно-музыкальный отдел…
ВЕДУЩИЙ: Дорогие друзья, вы не забыли как называется сегодняшний праздник? «С чего начинается библиотекарь»… А действительно с чего?
ВЕДУЩИЙ: Скорее всего библиотекарь начинается с любви к книге.
ВЕДУЩИЙ: А как же читатель? Ведь без него не было бы и нашей профессии
ВЕДУЩИЙ: Ну, конечно, мы любим не только книгу, но и своих читателей, любим и надеемся.
ВЕДУЩИЙ:
Надеюсь на тебя, читатель,
Хоть и тревожусь в глубине
Соавтор,
А не почитатель
А не поклонник нужен мне
Не всякому дано родится
Читателем
Лишь тот – поэт
В чьем сердце,
Как сигнал радиста
Слава мои найдут ответ
(Каливидзе)
ВЕДУЩИЙ: Да, мы всегда будем верить и надеяться, что наши читатели «Самые лучшие изо всех живущих людей», они будут читать все, что мы посоветуем. И самое главное, что они будут свято хранить книгу. И исчезнет из нашего обихода такое нехорошее слово как «задолжник»
ВЕДУЩИЙ: И тогда нам будет легко работать. И, наверно, профессия библиотекаря станет не только женской, но и мужской. Да и какая женщина не мечтает стать мужчиной. И не только в профессии, а вообще… По этому поводу мы просим высказаться нашего коллегу Горкину Л. Ф. Итак, «Если бы я была мужчиной» (юмореска).
ВЕДУЩИЙ: А сейчас мы объявим итоги конкурса икебана.
ВЕДУЩИЙ: Дорогие, друзья, вот и подошел наш праздник к концу. Праздник нашей профессии, нашей библиотечной работы.
ВЕДУЩИЙ:
Библиотечная работа
На вид простой и тихий труд
Вдали от пышного почета библиотекари живут!
ВЕДУЩИЙ: Так пусть же живут они вечно!
ВЕДУЩИЙ:
Всем здоровья мы желаем.
Будьте счастливы на век!
Вы не только библиотекарь,
Но еще и человек!!!
ВЕДУЩИЙ:
С помощью книги сейте разумное доброе вечное
Сейте! Спасибо Вам скажет сердечное
Читателей дружный народ!
ВЕДУЩИЙ: Пусть наш коллектив работает под девизом «Всегда готов»:
-Отвечать на самые дерзкие библиотечные эксперименты
-Множит когорту наших славных ветеранов
-Свято беречь наши книжные богатства
ВЕДУЩИЙ: Желаем Вам «ни одного седого волоса в душе», успешной работы с задолжниками.
Пусть всегда будет мир!
Пуст всегда будет книга!
Пусть добрым и умным будет наш Труд!
Музыкальное оформление:
Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».
Бах. И. С. Партиты (вариации) Орган в исполнении Барри Гредберг(рассказ о Гипатии).
Чайковский Итальянское каприччио (выход гонца).
Бах. И. С. Токката и фуга (вступление) – выход Гипатии.
Составитель: гл. библиотекарь организацинно-методического отдела ЦГПБ имени А. П. Чехова – Г. В. Филатова.
День библиотекаря – 1984 год.
К высотам человеческого знания
Лежат пути через страницы книг,
И для людей высокого дерзания
Библиотекарь – нужный проводник
Библиотечная работа
На вид простой и тихий труд
Вдали от пышного почета
Библиотекари живут!
Зал празднично украшен. Звучит музыка: А. Петрова «Утро» из к/ф. «Служебный роман».
У входа висит плакат «Участницам не робеть! Зрителям всем – болеть!».
В зале развешаны лозунги:
- Библиотекарь и книга – едины навеки!
- Где надо действовать умом – действуй!
- Не бойтесь проигрыша - бойтесь бездействия.
- Пополняете свой ответ гудящей информацией болельщиков.
- Не жюри, жюри!
- Возлюби противника, как самого себя!
- Устами жюри гласит справедливость.
- Сопернику – не вреди!
- Не давай отдыха голове и языку.
- Где нет любви к профессии, там нет и мастерства
Ведущий: Дорогие друзья! Вот мы вновь собрались на традиционный праздник нашей профессии.
Ведущий:
Мы рады видеть нынче вас.
Сегодня в этом зале
Пусть этот день и этот час
Наш скромный труд прославит
ЧТЕЦ:
Идет сияние от светлых рук твоих
И сердцем согреваешь ты,
Когда даруешь людям мудрость книг,
Где свет осилил силы темноты –
Тех книг, что окрыляют нас в борьбе,
Что поднимают к зоревым вершинам!
Библиотекарь – этот стих тебе,
Сливаешь ты сердца и думы воедино
(Соссюра В.)
ЧТЕЦ:
К высотам человеческого знания
Лежат пути через страницы книг,
И для людей высокого дерзания
Библиотекарь – нужный проводник
ЧТЕЦ:
Библиотечная работа
На вид простой и тихий труд
Вдали от пышного почета
Библиотекари живут!
Звучит музыка
Ведущий: Простите, уважаемые зрители, настала пора закончить восхвалять нашу профессии в стих, а познакомиться с ней поближе на деле. Итак, сегодня на нашем празднике мы проводим конкурс «Призвание - библиотекарь». Это будет живой рассказ о нашей профессии и наших людях, библиотекарях таганрогской ЦБС.
Звучит музыка Р. Паулса
Ведущий: Разрешите представить Вам сегодняшних участниц нашего конкурса:
Горовая Ирина
Карбашева Галина
Колинько Вера
Бекезина Ирина
ВЕДУЩИЙ: Конечно, любой конкурс должно судить авторитетное жюри. Мастерство участниц сегодняшнего конкурса представляется оценить:
Тимошенко Э. В.
Гаценко Е. А.
Покровской О. Н.
Бокоревой В. Н.
Жаровой Г. Д.
ВЕДУЩИЙ: Слово предоставляется председателю жюри Жаровой Г. Д. Председатель жюри знакомит зрителей и участниц с условий конкурса, дает дружеское напутствие.
Конкурс проводится в несколько этапов:
1. Приветствие участниц
2. Разминка – интервью
3. Профессиональный конкурс
4. Конкурс эрудитов
5. Конкурс икебана
6. Конкур болельщиков
Мастерство участниц будет оцениваться по 5-бальной системе.
В ходе конкурса участник обязан:
1. Продемонстрировать высокий идейно-политический уровень и профессиональные навыки.
2. Проявлять творческий поиск и смекалку.
3. Владеть законами профессиональной этики.
4. Доказать себе и зрителям, что общение с книгой доставляет не только моральное удовлетворении, но и эстетическое.
5. Уважать жюри и соперника.
Участник конкурса не имеет права: (шуточное напутствие)
1. Эксплуатировать чужие мысли.
2. Шантажировать жюри.
3. Острить по любому поводу и хохотать до упаду.
4. Растрачивать силы по пустякам.
5. Вредить сопернику и осуждать страсть болельщиков.
ВЕДУЩИЙ: Итак, начнем наш конкурс «Призвание - библиотекарь».
ВЕДУЩИЙ: Слово для приветствия предоставляется участницам конкурса. (Участницы поочередно выступают с короткими приветствиями в адрес жюри и болельщиков.)
ВЕДУЩИЙ: Спасибо девушки. А теперь снова в бой! Итак, разминка-интервью, Вы готовы?
1. Что, по-вашему, определят современный статус профессии библиотекаря?
2. Мечтали ли Вы о работе библиотекаря в детстве? Благодаря чему Вы стали библиотекарем?
3. Ваш стаж библиотечной работы? Образование, библиотека, в которой работаете?
4. Нравится ли вам коллектив, в котором работаете? Как взаимоотношения в коллективе влияют на ваше настроение, производительность труда?
5. Как Вы думаете, всегда ли довольны читатели, которых Вы обслуживаете? Качество, которое Вы большего всего цените в читателе, а читатель в Вас?
6. Какой вид библиотечной работы вам нравится?
7. Что Вы наметили сделать для улучшения работы Вашей библиотеки навстречу 40-летию Великой Победы:
8. Повышаете ли Вы свою квалификацию.
9. Ваша общественная работа? Проявляется ли взаимосвязь между активной жизненной позицией библиотеки и повышением авторитета библиотеки?
10.Много ли вы читаете? Ваш любимый жанр? Писатель? Книга?
11.Ваше хобби? Связано ли оно с профессией и помогает ли в вашей работе?
Звучит музыка «Катюша» в исполнение ансамбля «Мелодия».
ВЕДУЩИЙ: Пока жюри подводит итоги по первым двум этапам, мы предлагаем конкурс для болельщиков «Что бы это значило?»
Звучит музыка: «Иллюзия» в исполнение ансамбля «Апельсин»
ВЕДУЩИЙ: Уважаемые болельщики! Ваши остроумные предложения, т.е. заголовки к так называемым картинкам-эпизодам «из частной жизни читателя» должны поступать в жюри в письменном виде с указанием Ф. И. О.
ВЕДУЩИЙ: А сейчас, наши участницы переходят к следующему этапу – профессиональный конкурс! Напоминаем, что профессиональный конкурс состоит из 5-ти заданий!
1. Книжная выставка (домашние задание).
2. Консультация у выставки – 3 мин.
3. Обслуживание читателей (сложная ситуация) Приложение 3.
4. Аналитическое описание журнальных статей и их классификация по ББК – 3 мин.
5. Выполнение библиографической справки – 5-7 мин.
Конкурс на лучшую выставку посвященную 40-летию Великой Победы советского народа в Отечественной войне проводится в период проведения профессионального конкурса «Призвание - библиотекарь»
На конкурс представляется по одной выставке от каждого участника
Критерии оценки:
1. Целевое и читательское назначение
2. Оригинальность заголовка и его соответствие теме.
3. Наличие разделов и подразделов.
4. Наличие цитат по теме.
5. Наличие библиографических закладок типа «Новинка», «Впервые опубликовано», «Что читать дальше по теме».
6. Наличие библиографических материалов.
7. Подбор и размещение иллюстрированных материалов.
8. Устная пропаганда книги.
ВЕДУЩИЙ: Итак, готовы? Представляем слово участнице__________
ВЕДУЩИЙ: Приступаем к следующему этапу. Сейчас мы проверим как Вы владеете искусством общения с читателем. Каждой из участниц предлагается конкретная ситуация.
Ситуации:
1. Дайте мне, пожалуйста, журнал «Домино в СССР»
2. Девушка, Вы мне не можете занять 1 рубль. Я купил пальто за 150 рублей, а тут еще и майонез выбросили. А он так редко бывает.
3. Мадам! Дайте мне, пожалуйста, красную книгу с зеленными буквами.
4. Девушка, дайте мне книгу Хейли «Порт-Артур».
5. Девушка! В чем дело? Почему Вы прислали открытку/извещение? Книга «100 секретов для красоты и здоровья», которую я взял у вас в прошлом году еще нужна моей жене.
ВЕДУЩИЙ: Каждая из участниц подойдет к столу жюри и получит задание, в которое входят оставшиеся два вопроса:
1. Аналитическое описание журнальных статей и их классификация по ББК.
2. Выполнение библиографической справки.
На выполнение дается 10 минут.
1)
1. Говоруха Л. С. Что такое Антарктида? – Земля и вселенная, 1984, №1,с 70-76.
2. Штернберг М. Пауки – Наука и техника,1984, №4, с 20-21.
3. Гарб П. Как прибавить к жизни годы:/ Американская писательница Пола Гарб о легендарных долгожителях./ - Культура и жизнь, 1984, №6, с 26-27
4. Бочков Н. Медицина XXI века: /с академиком АМН СССР директором Института генетики АМН СССР Бочковым Н. Вел беседу С. Чертиков/ - Смена, 1984, №7, с 18-19
5. Сало В. М. Водяной перец: лекарственные растения. – Здоровье, 1984, №8, с 17
6. Дружинин И. Мужчина в доме и школе:/о роли отца в воспитание/ - Семья и школа, 1984, №2, с 21-23.
7. Гришанин Д. ключевые резервы управления народным хозяйством / Коммунист, 1984, №4, с 37-47.
8. Барыкин К. Карандаш? Перо? Дисплей? / Вопросы научной организации личного труда/ Наука и жизнь, 1984, №2, с 81-82.
2)
1. В каком году «Комсомольская правда» была награждена орденом октябрьской революции? (23 мая 1975)
2. Когда впервые был поставлен «Гамлет» на советской сцене? (Впервые был поставлен в Академическом театре драмы в 1916)
3. Сколько всего было издано сочинений собраний Чехова?(Кр литературная энциклопедия, т.8)
4. Назовите несколько мостов в г. Ленинграде (Львиный мост, Ванковский, Аничкин)
5. Первый чемпион мира по шахматам (нем. шахматист А. Андерсен.)
6. Что означает выражение «Семь верст до небес (и все лесом)» (очень много наобещать, наговорить)
7. Что такое ку-клукс-клан (террористическая расистская организация в США(краткий политический словарь –М:Политиздат, 1978 - 161)).
8. Что означает географическое понятие «роза ветров»? (график, изображающий режим ветра в данном месте(БСЭ, 122 –М:Сов. Энциклопедия, 1975, с 508))
ВЕДУЩИЙ: Итак, пока наши участницы будут испытывать «муки боя» мы предлагаем конкурс болельщиков «в мире музыки и литературы» (приложение №4)
Звучит музыка А. Бабаджаян «Ноктюрн»
1. В название какого произведения И. С. Тургенева использованы всего две буквы («Муму»)
2. Назовите несколько произведений мировой литературы, в заглавие которых входят антонимы? («Война и мир» Толстого, «Дни и ночи», «Друзья и враги», «Живые и мертвые» К. Симонова, «Волки и овцы» А. Островского, «Сталь и шлак» В. Попова, «Толстый и тонкий» А. П. Чехова, «Принц и нищий» М. Твена, «Щит и меч» В. Кожевникова).
3. Какой Иван Иванович и в каком рассказе «взмахнул крыльями и вскочил на спину свиньи»?
4. Назовите произведения в названия которых входят имена?
5. («Агафья» - новела Чехова, «Ася» – повесть Тургенева, «Вадим» - одноименное произведение Пушкина, Лермонтова, Рылеева, «Валентина» - роман Ж. Санд, «Зоя» - поэма М. Алигер, Н. Хикмета «Катюша» - стихотворенье М. Исаковкого, «Людмила» - баллада Жуковского, «Максимка» рассказ Станюковича «Машенька» одноименное произведение) А. Афиногенова и П. Гаевиченской, «Саша» - Поэма Некрасова, «Светлана» - баллада Жуковского «Таня» - пьеса Арбузова)
Ансамбль «Мелодия» играет русские песни I «Вот мчится тройка», «Коробейники», «Степь да степь».
ВЕДУЩИЙ: Подошло время подвести итоги конкурса «Икебана» Слово предоставляется Кокаревой Л. Х.
ВЕДУЩИЙ: Дорогие участницы! Мы подошли к заключительному этапу – «Конкурсу эрудитов». Он состоит из 3 этапов:
1. «В мире вещей»
2. «В мире живописи»
3. В мире литературы»