Ожидание Великого поста для всех православных проходит по-разному. Тем не менее, нельзя не согласиться с тем, что нет ни одного верующего человека, для кого бы этот период был бы малозначительным. По церковному уставу подготовка к посту начинается за 4 недели, каждая из которых посвящена тому или иному евангельскому событию. Особое символическое значение для подготовки к посту имеет установленная Церковью Седмица о мытаре и фарисее, начавшаяся в минувший воскресный день и продолжающаяся в течение текущей недели. В эту неделю Церковь освобождает верующих от поста в среду и пятницу. Как написано в старых книгах, неделя эта всеядная, для современного же верующего более понятно слово - сплошная. Предание гласит, что в неком монастыре монахи стали поститься сверх меры и подобно евангельскому фарисею, подробнее о котором расскажем ниже, возгордились и впали в ересь. Потому накануне Великого поста и была установлена сплошная седмица (неделя) мытаря и фарисея, в течение которой предписывалось «есть мясо и проклинать еретиков». Так что эта неделя как раз тот редкий случай, когда православному человеку можно есть мясо в среду и пятницу. Однако именно это является наименее важным в установлении данной седмицы. Главное же, - памятование о собственных грехах, а также искренняя молитва ко Господу, при этом молитва смиренная, а не горделивая, не фарисейская… Но здесь всё же необходимо обратиться к евангельскому тексту, а именно, к притче о мытаре и фарисее.
Предостерегая всех нас, чтобы мы не гордились, не хвалились, считая себя праведными и лучше других, но чтобы со смирением, видя свои грехи, сокрушались о них, никого не осуждая, потому что только смиренный человек возвышается душою к Богу, - Господь рассказал следующую притчу.
Два человека вошли в храм помолиться. Один был фарисей, а другой мытарь.
Фарисей, став впереди, молился так: "Боже! Благодарю тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, беспутные, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю. Жертвую десятую часть из всего, что приобретаю".
Мытарь же стоял вдали. Он не смел даже поднять глаз своих к небу, но, ударяя себя в грудь, говорил: "Боже, будь милостив ко мне грешнику!"
Христос сказал: "говорю вам, что мытарь пошел более оправданным в дом свой, нежели фарисей. Потому что всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится". (Лк. 18, 9-14)
И каждый год, в эти дни во всех храмах на проповеди наши пастыри призывают всех православных внять этой притче и уподобиться не горделивому фарисею, олицетворявшему весь «народ закона», сначала отказавшегося от Спасителя, а затем и распявшего Его, но смиренному мытарю, ведавшему свои прегрешения и сокрушенно каявшемуся в них. К сожалению, православные люди зачастую забывают о том, зачем пришёл на землю Господь, и во многих своих делах руководствуются личной гордыней. А для того, чтобы пойти по пути спасения от греха, необходимо одновременно так много и так мало! Для начала нам всем необходимо лишь осознать себя частью Народа Божиего, но не возгордиться подобно тем, кто до сих пор считает себя «богоизбранными», а, напротив, осознать своё недостоинство, обратившись ко Спасителю со словами мытаря:
Боже милостив буди мне грешному.
Создавый мя, Господи, и помилуй мя.
Без числа согреших, Господи, помилуй, и прости мя грешнаго!