Мы живем в поселке, значительную часть населения которого составляют люди старшего поколения, для которых война и блокада не просто слова. А часть их жизни, боль, скорбь и одновременно радость и гордость за то, что они выжили, выстояли и победили.
В современной жизни юные граждане должны стать полноправными преемниками памяти о тех трагических днях. Изучать, сопереживать, осмысливать судьбы наших земляков. Непременно увековечить их память реальными делами, тем самым воздать дань памяти и уважения защитникам и жителям блокадного города.
Цель: воспитание гражданина – патриота.
Задачи:
привлечение внимания учащихся и жителей поселка к истории своей малой Родины;
сохранение в памяти жителей поселка Песочный истории блокадных лет;
воспитание уважительного отношения к людям старшего поколения.
Праздник начинается в здании спортивной школы, расположенной по адресу ул. Школьная (быв.Лидинская,д.16), на которой будет открыта памятная доска.
В зале: жители блокадного Ленинграда, ветераны Великой Отечественной войны, жители поселка Песочный, учащиеся школ №№ 466 и 437.
На сцене плакат «Никто не забыт, ничто не забыто…», в зале оформлена экспозиция, посвященная поселку Песочный в годы Великой Отечественной войны и блокады.
Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, музыкальный центр.
Ведущий : Дорогие друзья, в мае 2010 года вся наша страна будет отмечать 65-ую годовщину великой победы. Давно закончилась эта страшная война, но боль и скорбь до сих пор живет в сердцах ветеранов. И мы, люди, родившиеся уже после войны, не имеем права забывать подвиг наших отцов и дедов.
Слово предоставляется директору школы № 466 Кусюмовой
М. А.:
Выступление директора школы № 466 Кусюмовой М. А.:
Уважаемые жители поселка и ребята! Наша школа давно работает в военно-патриотическом направлении. Ежегодно проводятся встречи с ветеранами 291-ой Гатчинской стрелковой дивизии и блокадниками. Собран и систематизирован материал «Боевой путь дивизии» и «Поселок Песочный в годы Великой Отечественной войны».
5 лет назад по инициативе учащихся и учителей нашей школы был установлен памятник на братской могиле блокадников. И уже несколько лет школьники ухаживают за могилой: убирают, сажают цветы.
Я считаю, что инициатива ребят по установке памятных досок является логическим продолжением патриотической работы нашей школы.
На сцену выходит инициативная группа учащихся школы №466, работавших над проектом «Без памяти нет истории…».
На экран проецируются слайды. (приложение)
1-ый ученик:
Сегодня смотрим мы в глаза
Девчонок и мальчишек здешних
И узнаем в них голоса
Тех, кто погиб, мальчишек прежних.
А завещание от них –
Одна лишь память, но, ребята,
Храните в сердце, мыслях и делах
Всю правду о суровых днях блокады.
2-ой ученик:
Мы, жители третьего тысячелетия, гордимся, что у нашей страны есть герои, есть подвиги, есть достойное прошлое. Своя героическая история есть и у нашего поселка.
3-ий ученик:
Мы счастливы, что живем в п. Песочный с людьми, живыми свидетелями ежедневного подвига ленинградцев на протяжении 900 страшных и мучительных дней и ночей. Они, защищая свою Родину, спасли, уберегли будущее нашего поселка, будущее своих детей и внуков – наше будущее. Об этом забывать нельзя!
4-ый ученик:
Работая над проектом «Без памяти нет истории...», изучая архивные документы, фотоматериалы военного времени, вслушиваясь в рассказы блокадников, мы переживали не только глубокую скорбь, но и великую гордость за стойкость и мужество своих земляков. Мы хотим стать преемниками памяти минувшей войны.
Каким образом? – изучать, сопереживать, осмысливать судьбы наших земляков – блокадников. Непременно увековечить их память реальными делами.
5-ый ученик:
Мы решили выступить с инициативой перед жителями нашего поселка: установить памятные доски на зданиях, в которых в годы Великой Отечественной войны и блокады работали государственные учреждения – Поселковый Совет, детский сад «Очаг», начальная школа.
Мы провели социологический опрос среди жителей нашего поселка, ответ был один – памятные знаки непременно нужны.
1-ый ученик:
Мы изучили материалы музея поселка Песочный, совершили экскурсию по поселку, сделали запрос в архив, беседовали с блокадниками, изучали фотоматериалами из их семейных альбомов.
2-ой ученик:
Встречались с депутатами Муниципального Совета и с Советом блокадников. Нас поддержали.
3-ий ученик:
Но мы знали, главная трудность – это финансирование проекта. Мы решили сами заработать деньги, провели ярмарку – распродажу кулинарных изделий и художественных работ, изготовленных своими руками. Ярмарка прошла успешно, все участники осознавали важность и значимость этого дела. Было собрано 4531 рубль.
4-ый ученик:
Недостающую сумму выделили депутаты Муниципального Совета поселка Песочный.
Затем мы встретились с художником Лекаревым А.Н., сделали заказ досок. И сегодня мы торжественно открываем эти доски.
5-ый ученик:
Мы глубоко убеждены, что таким образам сможем увековечить в памяти людей историю нашей малой Родины.
1-ый ведущий:
Слово предоставляется библиографу-краеведу библиотеки поселка Песочный Бронзовой Любови Федоровне.
Бронзова Л. Ф.:
Я много лет занимаюсь изучением материалов по теме «Поселок Песочный в годы Великой Отечественной войны». Более двадцати лет я проработала учителем истории в школе. Уроки по теме «Великая Отечественная война» постоянно наводили на мысль, что история в учебниках и живая история должны быть неразрывны. Только тогда дети могут почувствовать, понять, а главное смогут сопереживать. А это в свою очередь поможет им стать настоящими патриотами и Отечества, и своей малой Родины.
Последние два года в библиотеке появились две книги «Блокада. Сестрорецкий рубеж» и «Непокоренный рубеж», где опубликованы воспоминания наших земляков. Ребята изучили эти материалы, архивные документы о родном поселке, встретились с блокадниками и записали их воспоминания. И, конечно же, памятные доски увековечат память о наших земляках, чтобы и мы, и наши дети помнили о событиях тех суровых дней.
Ведущий:
Сегодня на нашем празднике присутствуют живые свидетели тех страшных событий, те, кому посчастливилось выжить. Мы приветствуем вас, уважаемые блокадники и ветераны войны!
Вручение цветов ветеранам.
Ведущий:
Мы приглашаем на сцену воспитанника детского сада «Очаг» 1942-1945 годов Ухина Виктора Семеновича.
Ухин В. С.: Я хочу прочесть свое стихотворение о тех памятных днях.
Родителям от детей - блокадников.
Сорок пятый! Праздничный салют.
Слезам от счастья нет совсем предела.
Наши пушки в наше небо бьют,
Вот ракета рядышком взлетела.
Мы кричим, что Гитлеру капут,
Что врага в их логове добили,
И что этот праздничный салют
Все мы, Россияне, заслужили.
Зарево салюта над Невой
Гаснет, постепенно угасает…
Сколько не придет отцов домой?
Даже бог и тот того не знает.
Мамы – вдовы…Вам по 30 лет,
За плечами страшная блокада.
Вы спасли нас от военных бед,
Памятник поставить Вам бы надо.
Не пристало русским горевать;
Горе мы всем миром одолеем
За себя сумели постоять,
В мирной жизни тоже жить сумеем.
9 мая 2008 года
Ведущий:
Этот же детский сад в годы Великой Отечественной войны посещала и Винницкая (Хоменко) Татьяна Андреевна.
Винницкая (Хоменко) Т. А. :
Моя мама, Хоменко Ираида Семеновна, сначала работала в столовой на Вяземском проспекте, в 1943 году стала работать в детском саде «Очаг» № 12 нянечкой, а я с этого времени стала посещать этот детский сад.
Кормили вкусно, но мало, особенно вкусным был рыбий жир.
В детском саду проводились утренники, особенно запомнился Новый год. Воспитатели наряжались в костюмы и давали подарки: грецкий орешек, завернутый в фольгу, и половинка мандарина (помогали военные).
Игрушек в саду было мало, разрешали играть только после полдника за хорошее поведение. Чтобы сфотографироваться, разрешили взять игрушки.
В 1944 году всех детей поселка Песочный перевели в «торфяной садик» на Левашовском проспекте.
Мама осталась работать сестрой в детском саду на Ольгинской (нынешняя ул. Садовая). Там был организован оздоровительный сад Калининского района, привозили больных и ослабленных детей из Ленинграда. Дети были настолько слабы, что врачи Муза Васильевна и Наталья Ильинична носили детей на руках
Ведущий:
В те страшные годы поселок продолжал жить. Люди верили, враг не пройдет, город выстоит. Холодной зимой 1941-1942 года в поселке возобновила работу начальная школа. Детей начала учить Рахманова Серафима Ивановна.
Под вой сирен и под разрывы бомб
Уроки шли, учились в школе дети.
Я тоже приходила на урок
И тоже ставила отметки.
Бывало так: придешь в холодный класс
И видишь блеск голодных детских глаз.
«Антонов здесь? Ну, выходи к доске!»
«Вчера он умер», - отвечали мне.
След тех дней остался навсегда.
Раны сердца все не заживают.
Год блокадный, год 42-ой
В памяти невольно оживает.
Рахманова Серафима Ивановна начала учить детей, которые не были эвакуированы сели за парты. Среди них были сестры Лена и Галя Суворовы. Сегодня Елена Ивановна Суворова у нас в гостях, предоставляем ей слово.
Выступление Суворовой Е.И.:
Начальная школа тогда располагалась в этом здании. Из старых учителей в поселке никого не осталось. Организовали спаренные классы. Но все-таки мы учились. Русский язык и литературу у нас преподавала Рахманова С.И.
Серафиму Ивановну мы боготворили. Она смогла привить нам любовь к литературе.
Много было плохого в войну, были и спекулянты, у которых меняли на продукты одежду и золото. Но, пожалуй, больше было добрых людей, которые поддерживали друг друга, утешали в горе. Отчасти поэтому мы и выжили.
Ведущий:
Дорогие наши ветераны! Спасибо вам за ваше мужество, за то, что вы выжили и подарили жизнь будущим поколениям. Низкий вам поклон.
Сейчас для вас в исполнении вокальной группы прозвучит песня «Венский вальс».
Звучит песня «Венский вальс».
Ведущий:
А теперь всех присутствующих мы приглашаем на открытие памятных досок.
Все выходят на улицу.
Открытие доски на здании спортивной школы.
Ведущий:
Слово предоставляется депутату поселкового Совета Чапаевой Е.А.
Выступление депутата.
Ведущий: Слово предоставляется Ухину В. С.
Ухин В.С.:
Дорогие земляки, пережиты суровые блокадные дни 1941-1942 годов. Более отчетливы в моей памяти 1943-1945 годы, когда мы, окрепшие, зацепившиеся за жизнь, повзрослевшие в условиях военного времени, крепко подружились в детском саду с теплым названием «Очаг»: Ухин Виктор, Прокофьев Юрий, Залепшляев Евгений, Гаевский Юрий.
Вместе мы пошли в школу. Первые школьные успехи были мягко говоря не очень и считалось успехом получение «двойки» вместо вчерашней «единицы». У нас детей улицы послевоенных лет, лучше получалось общение с патронами, которые мы в неограниченном количестве находили в районе Белоострова. Мы самозабвенно играли в футбол, шдандер, прятки. Нам очень в жизни повезло, что в нашем детстве не было таких вещей, как телевизор и компьютер.
Детсадовская дружба прошла через всю жизнь. Спасибо вам, ребята, за то, что вы хотите сохранить в памяти жителей поселка то, что для нас дорого и значимо.
Учащихся школы №466.:
Это здание знакомо многим жителям нашего поселка. На протяжении многих лет здесь располагается спортивная школа. Кто-то делал здесь свои первые шаги к чемпионским медалям, кто-то просто приобщился к здоровому образу жизни.
Но главные шаги были сделаны в этом здании девчонками и мальчишками блокадных лет, это шаги в будущую жизнь.
Мы сохраним память о подвиге вашего поколения в наших сердцах и в сердцах будущих поколений.
Ведущий: Право открыть памятную доску предоставляется детям блокадного Ленинграда
Звучит музыка в исполнении военного оркестра в/ч, открытие доски.
Возложение цветов.
Построение колонны: оркестр, ветераны, школьники.
Колонну сопровождает группа велосипедистов.
Маршрут следования: ул. Школьная, - ул. Речная – ул. Садовая – ул. Садовая до здания администрации.
Открытие доски на здании детского сада на ул. Садовая.
Ведущий: Слово предоставляется депутату муниципального совета Васильеву В. Ю.
Выступление депутата муниципального совета Васильева В. Ю.
Ведущий: Слово предоставляется учащимся школы.
Учащихся:
Много лет мы ходили в школу мимо этого здания, не подозревая о том, что в этом здании выросло ни одно поколение песочинцев. С 1938 года здесь работает детский сад. Но особенно дорог этот дом тому поколению песочинцев, чье детство выпало на страшные годы войны и блокады. Многие из них выжили только благодаря самоотверженности сотрудников этого детского сада.
Ведущий: Слово предоставляется Шиховой Р.Л., воспитаннице детского сада.
Выступление Шиховой Р.Л.: До войны на Ольгинской (Садовой) улице находился детский санаторий Калининского района.
Когда началась война, вместо санатория стал «Очаг» № 12, так называли тогда детский сад. Этот «Очаг» работал всю блокаду, было 25 детей. Заведующей была Алексеева Вера Николаевна, а с 1943 года Воронцова Анна Григорьевна.
Воспитателем была Винокурова Лидия Алексеевна, ее сын Валера тоже ходил в Очаг, а сейчас он живет в Санкт – Петербурге.
Дети сначала ходили на ночь домой, а потом жили в Очаге круглосуточно. Я посещала этот Очаг. А моя мама там работала. Был очень дружный порядочный коллектив, они пешком ходили на базу в город за продуктами, сами заготавливали дрова. Очень помогали военные. Врачом в Очаге была Слонинская Мария Николаевна. Ни один ребенок не умер в детском саду.
Группа находилась на втором этаже, а пищеблок на первом.
Однажды я, Гена Григорьев вместе с родителями пошли за продуктами. В Парголово, начался обстрел и осколок попал прямо в бутыль с растительным маслом, так люди стали прямо со снегом, с осколками собирать масло.
Встречаясь с теми, кто ходил в Очаг, мы вспоминаем то тяжелое время, которое нам пришлось пережить. До конца своей жизни мы будем помнить Очаг № 12, может, благодаря ему мы остались живы.
Ведущий: Право открыть памятную доску предоставляется воспитанникам детского сада.
Звучит музыка в исполнении военного оркестра в/ч, открытие доски .
Возложение цветов.
Открытие доски на здании поселкового совета п. Песочный.
Ведущий: Слово предоставляется Главе Муниципального Совета поселка Песочный Панасенко Н.П.
Выступление:
Главы Муниципального Совета поселка Песочный Панасенко Н.П.
Ведущий: Слово предоставляется жителю блокадного Ленинграда Трубниковой Т.А.
Выступление Трубниковой Т.А.:
У каждого война своя,
Да и блокада - тоже.
Второй раз это пережить
Не приведи нас, Боже.
Каждый день обстрелы, бомбежки.
Всюду горе, разгром, суета.
Мы не знали, что будем голодными,
Что запомним тот день навсегда.
С той поры шестьдесят уж минуло,
Но мы помним как будто вчера,
Как возили муку через Ладогу –
От обстрелов вскипала вода.
Как стояли за пайкой в булочной,
Умирали, домой не дойдя…
Дорогой Человек новой юности,
Пусть беда не коснется тебя.
Ведущий: Слово предоставляется учащимся:
Учащиеся:
Жажда, голод и боль потерь…
Лишь надежда еще жива,
Что упрямо твердит: «Поверь,
Ты и город твой будете жить.
Знаю, сбудется только так!
Вас ничто не сможет сломить –
Ни мороз,
Ни метель,
Ни враг!»
Несмотря на голод и лишения прифронтовой блокадный поселок продолжал жить и верить в победу. Забота о судьбах детей, стариков, о порядке в поселке, о помощи фронту легла на хрупкие женские плечи. Руководили жизнью в поселке в военные годы в основном 2 женщины: Виноградова М.А. и Тотикова Е.И.
Мы гордимся своими земляками и обещаем стать им достойной сменой, добросовестно трудиться на благо нашего великого города и нашего поселка.
Ведущий: Право открыть памятную доску предоставляется депутатам Муниципального совета и учащимся школы.
Звучит музыка в исполнении военного оркестра в/ч, открытие доски .
Возложение цветов.
Ведущий: Дорогие друзья, мы надеемся, что сегодняшний день останется у вас в памяти надолго, ведь это так важно сохранить, сберечь в памяти последующих поколений историю малой Родины, историю страны.
Для вас, дорогие жители поселка, нынешние воспитанники спортивной школы подготовили показательные выступления.
Показательные выступления велосипедистов.
Примечание:
В сценарии использованы воспоминания жителей блокадного Ленинграда, собранные учащимися в ходе работы над проектом «Без памяти нет истории…», стихи Ухина В.С., Трубниковой Т.А., Рахмановой С.И., Владыкиной В.