I. Учебные и воспитательные цели:
А) Образовательные:
познакомить детей с творчеством А. С. Пушкина;
учить внимательно слушать и понимать классическую музыку;
тренировать в передаче характера музыки через движения;
учить двигаться легко, грациозно;
развивать певческие способности, учить петь эмоционально и выразительно;
добиваться четкой дикции;
расширить словарь детей, обогатить речь образными выражениями, уточнить значение устаревших слов;
учить проводить аналогии между сказками и малыми фольклорными формами (пословицами поговорками) .
Б) Коррекционные:
развивать мимику, пантомимику, выразительность речи и четкую артикуляцию в игре, инсценировке песни;
развивать фонематический слух и формировать правильное звукопроизношение;
закреплять умение ориентироваться в пространстве;
повысить уровень самоконтроля за собственной речью, преодолеть застенчивость, робость, неуверенность при выступлении перед аудиторией.
В) Воспитательные:
формировать чувство причастности к культурному наследию России;
воспитывать любовь и уважение к русским поэтам, прививать любовь к родному слову;
расширить представление детей о театре, театрализованной деятельности;
воспитывать устойчивую потребность в общении со сказкой.
II. Предварительная работа (подготовка занятия)
2.1. Организация соответствующей предметно-развивающей и речевой среды, способствующей развитию эстетического восприятия сказок и раскрытию творческого потенциала дошкольников в процессе работы.
Выпустить настенную газету «Пушкин – наше все», различные издания пушкинских сказок с яркими иллюстрациями, портреты А. С. Пушкина.
Познакомить с творчеством Пушкина А. С., рассказать сказки «Сказка о царе Салтане… », «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», выучить некоторые стихи, отрывки из сказок, посмотреть мультфильмы: «Сказка о царе Салтане… », «Сказка о рыбаке и рыбке».
Прослушать музыкальные произведения Чайковского П. И., Сен-Санса К. ;
Выучить русскую народную песню «Во саду ли в огороде… »
Выучить танцы «Хоровод», «Рыбки», «Разбойники», «Восточный».
2.2. Словарная работа, проводимая перед праздником.
Знакомство детей с устаревшими словами, употребляемыми в произведениях Пушкина. Показать «Толковый словарь русского языка» под редакцией С. И. Ожегова и «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова, где дается объяснение значений слов.
Светлица – светлая парадная комната в доме.
Прялка – приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ногой.
Прясть – скручивать волокна, делать нити.
Корыто – продолговатый сосуд (таз) из выдолбленного широкого бревна, из железа для стирки белья.
Невод – большая рыболовная сеть.
Звездочет – астролог, человек предсказывающий будущее по звездам.
Меч – старинное колющее и рубящее оружие, символ готовности к бою, призывом к справедливому возмездию.
III. Оборудование
Дуб из картона, три прялки из дерева, скамейка, сеть с водорослями, трон, корыто, меч Реквизит для игры: рыбки с магнитами двух цветов (4 -красного и 4 - синего, два ведра (красное и синее, две удочки с магнитами на конце и корыто; шесть букв и магнитная доска.
IV. Действующие лица:
Ведущий учитель-логопед
Кот ученый мальчик
Три девицы три девочки
Царь мальчик
Старик мальчик
Старуха девочка
Рыбка девочка
Царь Дадон мальчик
Царевна Лебедь Девочка
Мудрец мальчик
Петушок мальчик
Ребенок 1 мальчик
Ребенок 2 девочка
Ребенок 3 девочка
Ребенок 4 мальчик
Разбойники (2-3 ребенка) мальчики
V. ХОД ПРАЗДНИКА
Звучит вальс Свиридова «Метель». В празднично оформленный зал заходят дети парами.
Ведущий:
Ребята, сегодня у нас праздник «Пушкинский день России». Он посвящен творчеству А. С. Пушкина – великого русского поэта. Саша Пушкин родился в Москве, 6 июня 1799 г. С раннего детства воспитывался в литературной среде, няня Арина Родионовна рассказывала народные сказки, которые он помнил всю жизнь и сочинил свои (некоторые из них мы сегодня вспомним) .
В 2011 году президент России подписал Указ о ежегодном праздновании 6 июня Дня русского языка. День рождения Пушкина объявлен официальным государственным праздником. Пушкин – первый из всех, кто так близко подступил к русской душе, сросся с нею. Мы гордимся таким великим поэтом, Из-за кулис раздается голос кота.
Кот: Мяу!
Ведущий: Ой, кто это? Кто-то принес кошку? Где это?
Кот: Ну это же я, кот ученый (Выходит из-за кулис)
Ведущий: Как же ты сюда попал?
Кот:
Пара пустяков. Я могу проникнуть куда угодно. Я же ни какой-нибудь Барсик или Мурзик. Я пушкинский кот, я по золотой цепи гуляю. А кто-нибудь знает про меня что-нибудь?
Ведущий:
Конечно знаем. И сейчас мы тебе это докажем, правда, ребята?
Игра «Доскажи словечко» (Ведущий зачитывает стихотворения, а ребята хором договаривают в рифму) .
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том
И днем и ночью кот ученый,
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо -песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей,
Избушка - там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.
Кот:
Молодцы, как я люблю умных детей. А что такое ЛУКОМОРЬЕ? Что у моря лук растет? А может быть чеснок?
Ведущий:
Ребята, при чем тут лук? Кто-нибудь сможет Коту объяснить, что такое ЛУКОМОРЬЕ?
Ребенок 1 (держа лук из ветки) :
Вот это лук из которого стреляют. Он изогнут дугой. Такой изгиб в старину называли ЛУКА. Поэтому ЛУКОМОРЬЕ – это изогнутый как лук морской берег. Я правильно рассуждаю, Ученый Кот?
Кот:
Даже очень правильно. В наших ученых кругах считают, что Лукоморье – это остров Буян. И вот на этом острове происходят чудеса.
Ребенок 2:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
(приглушенно звучит музыка из пьесы «Лебедь» К. Сен-Санса). Царевна Лебедь выходит, танцуя.
Царевна Лебедь:
Здравствуйте, красные девицы и добрые молодцы. Как услышала чудные строки, к вам скорей поспешила сюда.
Ведущий:
Дети, а вы знаете, из какой сказки к нам пришла эта гостья?
Дети:
Это царевна Лебедь из «Сказки о царе Салтане и сыне его Гвидоне».
Царевна Лебедь:
Дорогие ребята, я хочу вас пригласить на праздничный бал. Но мы сможем туда попасть, только если вы угадаете мои сказочные загадки. Итак, начинаем.
Ведущий: Три девицы под окном пряли поздно вечерком…
На сцену выходят три девочки, садятся за прялки, звучит русская народная песня «Прялица» в исполнении ансамбля «Березка», девочки имитируют процесс прядения. Затем девочки, встают по очереди читают стихи.
Первая девочка
- «Кабы я была царица, -
Говорит одна девица,
- То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир». Вторая девочка
- Кабы я была царица, -
Говорит ее сестрица,
- То на весь бы мир одна
Наткала я полотна». Третья девочка
- Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица,
- Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
Ведущий:
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во все время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
Царь: Здравствуй, красная девица…
Ведущий: Говорит он:
Царь:
Будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы.
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха.
Ведущий:
Царь недолго собирался:
В тот же вечер обвенчался.
Царь с будущей царевной идут гордо первой парой, а две девицы за ними, плача и причитая. Дети садятся на места.
Ведущий: А мы сейчас поиграем. Вам нужно из предложенных букв составить слово, которое употреблялось в старину. Мне надо для игры два человека.
На магнитную доску выставляются карточки-буквы, а дети из них составляют слова ЛУК, МЕЧ.
Ведущий:
А какое еще чудо есть в этой сказке?
Ребенок 3:
Белка там живет ручная,
Да кудесница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд…
На сцену выходят дети, ведут хоровод р. н. п. «Во саду ли в огороде… »
Царевна Лебедь:
Молодцы, ребята. Хорошо знаете мою сказку. А теперь отгадайте из какой сказки это чудо?
На лавку садятся старик и старуха. Старуха начинает прясть пряжу, а старик по ходу рассказывания идет к импровизированному морю и забрасывает сеть.
Ведущий:
Жили-были старик со старухой, у самого синего моря,
Жили-были в ветхой землянке, ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, - пришел невод с одною тиной,
Он в другой раз закинул невод, - пришел невод, - с травою морскою,
В третий раз закинул невод, - пришел невод с одною рыбкой,
С непростою – золотою.
Как взмолится золотая рыбка:
Рыбка:
Отпусти ты, старче, меня в море.
Откуплюсь, чем только пожелаешь.
Старик: Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море, гуляй там себе на просторе.
Ведущий:
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
Старика старуха забранила.
Старуха:
Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось.
Ведущий:
Вот пошел он к синему морю.
Видит – море слегка разгулялось.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка и спросила:
Рыбка:
Чего тебе надобно, старче?
Ведущий:
Ей с поклоном старик отвечает:
Старик:
Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто,
Наше-то совсем раскололось.
Ведущий: Отвечает золотая рыбка:
Рыбка:
Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто.
Ведущий:
Несколько раз он обращался с просьбами, и рыбка все выполняла. Но вот однажды старичок к старухе воротился. Что же? Перед ним царские палаты, в палатах видит свою старуху. За столом сидит она царицей… Как увидел старик, - испугался! В ноги он старухе поклонился.
Старик:
Здравствуй, грозная царица! Ну, теперь твоя душенька довольна?
Старуха (капризно) :
Воротись, поклонись рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою…
Танец «Золотая рыбка» (Приложение 1)
Ведущий:
Осталась старуха у разбитого корыта. А вы умеете ловить рыбу?
Игра «Кто больше наловит рыбы? »
Игра проводится в форме эстафеты. Дети, стоящие в колоннах по 5 человек друг за другом, берут по очереди удочки и ловят рыбки.
Ведущий: А наши чудеса продолжаются
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он.
Дадон: И соседям то и дело
Наносил обиды смело.
Ведущий: Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел.
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшый вред ему творя…
Танец разбойников
Дадон: Что за жизнь в такой тревоге!
Ведущий: Вот он с просьбой о помоге обратился к мудрецу, Звездочету и скопцу.
Выходит мудрец
Дадон: Помоги, мудрец!
Ведущий: Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
Появляется мальчик петушок.
Мудрец: Посади ты эту птицу, -
Вон на ту большую спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой.
(Петушок бодрым шагом, высоко поднимая ноги, идет к стулу, встает на него)
Ведущий: Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Петушок: Кири ку-ку, ку-ку-ку!
Царствуй, лежа на боку.
Ведущий:
Год, другой проходит мирно,
Петушок сидит все смирно.
Но однажды на них напали.
Царь к востоку войско шлет,
Старший сын его ведет. Нет ответа.
Царь к востоку войско шлет,
Младший сын его ведет. Нет ответа.
И, наконец, надевает шлем, берет меч и идет воевать сам.
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатер.
Появилася девица, шамаханская царица.
Из палатки, оформленной под шатер, выходят восточные красавицы, танцуют «Восточный танец» (Приложение 2)
Ведущий:
Целую неделю праздновал Дадон, а потом по дороге домой встретил мудреца.
Дадон: А, здорово, мой отец
Мудрец:
Царь, разочтемся, наконец.
Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу.
Дадон:
Нет. Попроси ты у меня хоть казну, хоть чин боярский,
Хоть коня с конюшни царской, хоть полцарства моего.
Мудрец:
Не хочу я ничего!
Подари ты мне девицу, шамаханскую царицу.
Дадон:
Нет. Ничего ты не получишь,
Сам себя ты, грешник, мучишь;
Убирайся, цел пока;
Оттащите старика.
Ведущий:
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя
С колесницы пал Дадон –
Охнул раз, - и умер он. (Дадон падает на пол)
Мудрец, Петушок, Дадон (хором, взявшись за руки:
Сказка ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок!
Царевна Лебедь:
Ну, как, дети, узнали, какая это была сказка? («Сказка о золотом петушке»). Вижу, вы сказки хорошо знаете.
Ведущий:
В русском языке часто используют пословицы (краткие изречения с назидательным смыслом). Скажите, действия героев какой сказки Пушкина (которые мы посмотрели сегодня) подходят к пословице:
Ребенок 4:
Оказаться у разбитого корыта (Потерять все, что имел, приобрел).
Дети «Сказка о рыбаке и рыбке».
Ведущий Уговор дороже денег. (Напоминание о необходимости соблюдать устные договоренности).
Дети: «Сказка о золотом петушке»
Ведущий: Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. (Впечатление от увиденного гораздо сильнее, чем от услышанного)
Дети: «Сказка о царе Салтане… »
Ведущий:
Ребята, вы знаете сказки Пушкина, вы сегодня хорошо играли роли, всем было весело и интересно. Пока будет Россия, в душе каждого из живущих здесь пушкинская строка отзовется добрым и бесконечным эхом.
А наш праздник заканчивается!
Танец «Вальс» (Приложение 3) .
Приложение
(Приложение 1) Танцевальный этюд «Танец золотой рыбки»
Музыкальное сопровождение «Аквариум» Сен-Санс
Участвует пять девочек.
Костюмы: золотистые (желтые) юбки, белые купальники, чешки.
Девочки стоят в левом нижнем углу зала, в колонне, руки опущены вниз, слегка отведены назад.
1-8 такты. Мелким бегом выбегают первые две девочки и встают парами, перед зрителями, образуя одной рукой «Воротики», другая рука за спиной.
9-16 такты. Также выбегают следующие две девочки и встают за первой парой, тоже образуя «Воротики».
1-16 такт. Девочка «Рыбка» мелким (семенящим) бегом проходит в «Воротики», берет за руку девочку № 3, та берет за руку девочку № 4, затем № 1, № 2. И все девочки «Цепочкой» за рыбкой выходят в шеренгу и девочки № 1и № 2 поворачиваются спиной к зрителям. В шеренге выполняют танцевальный рисунок «Солнышко», затем разбегаются на две «Стенки». Рыбка остается в центре.
1-8 такт. Девочки № 1 и № 3 повторяют рисунок 1-8 такта.
9-16 такт. Девочки № 2, № 3 повторяют рисунок 9-16 такта.
1-16 такты. Рыбка опять «проплывает» в «Воротики» и выводит девочек цепочкой в шеренгу.
1-32 такты. Рыбка закручивает девочек в «спираль», затем последняя девочка раскручивает спираль и уводит в колонне в левый угол зала.
(Приложение 2) Восточный танец
Музыкальное сопровождение – «Караван» Хуана Тизола
Участвуют 6 девочек.
Костюмы: восточные шаровары, платки на бедрах.
Основной ход танца – мелкие шаги на носочках.
И. п. Дети стоят вдоль боковой стены друг за другом.
1 фигура
Девочки идут друг за другом, вращая кистями рук то вправо, то влево. Выстраиваются в шеренгу перед ковром (музыка А и ее повторение) .
2 фигура (повторяется 4 раза)
Движение руками «волна»: на «пружинке» руки ведут через них по кругу и фиксируют в положении «кисть над кистью» справа. Затем те же движения оканчиваются слева (музыка В) .
3 фигура (повторяется 4 раза)
Девочки становятся на правое колено, движениями имитируют «причесывание волос» поочередно то слева, то справа (Музыка А). На повторение музыки А, смотрятся в зеркало.
4 фигура
Идут за ведущей, повторяя движения рук 1-й фигуры, образуя круг (музыка В) .
5 фигура
Сходятся в центр, исполняя «волну» перед собой. Соединяют ладони над головой и кружатся (Музыка А). Затем отходят назад, опять кружатся и с концом музыки выстраиваются в колонну друг за другом (повторение музыки А) .
6 фигура (повторяется 2 раза)
«Бог Шива». Каждая нечетная девочка поднимает руки вверх, чуть в стороны, ладонями к потолку, затем фиксирует их в положении «чтение молитвы» - руки сложены перед грудью, ладонями вместе, подбородок упирается в грудь. После этого руки опускаются вниз, чуть в стороны, ладони параллельны полу, смотрят в пол и опять принимают положение «чтение молитвы». Каждая четная девочка выполняет все те же движения наоборот (музыка В) .
7 фигура
Девочки идут за ведущей вперед, продолжая движения руками. Затем расходятся: нечетные – вправо, четные – влево. Идут вдоль боковых стен и встречаются на полукруге, вокруг ковра. Садятся по-турецки.
(Приложение 3) Танцевальный этюд «Вальс»
Музыкальное сопровождение «Вальс» Свиридова
Участвуют четыре мальчика и четыре девочки.
Девочки и мальчики стоят в правом верхнем углу зала.
1-8 такты. Мальчики, держа руки за спиной, выбегают в колонне по диагонали, образуют внутренний круг.
9-16 такты. Девочки выбегают также, образуют внешний круг, встают напротив своего мальчика.
1-16 такты. Мальчики и девочки выполняют по два приставных шага с полуприседанием сначала влево, а затем вправо (2 раза). Получается в противоходе.
9-32 такты. Бег на полуносочках в противоходе с выходом на «стенки» и встают лицом друг к другу.
1-8 такты. Четыре приствных шага вперед с полуприседанием навстречу друг к другу.
9-16 такты. Мальчики садятся на левое колено, подают девочкам правую руку. Каждая девочка обегает своего мальчика.
1-8 такты. Мальчики встают с «колена». Дети выполняют четыре приставных шага с приседанием, меняясь «стенками»
9-16 такты. Поменявшись «стенками», девочки и мальчики в колонне опять бегут на два круга (мальчики – внутренний, а девочки – внешний круг) .
1-16 такты. Повтор. Приставочные шаги влево-вправо по два с полуприседанием.
9-24 такт. Мальчики из левых рук делают «звездочку» во внутреннем своем круге, а правую руку подают девочкам. Девочки подают мальчику левую руку, а правой придерживают юбочку. Бегут в одном направлении по кругу («Карусель») .
24-32 такта. Пары из «Карусели» выбегают в две линии, совершают круг по залу и выстраиваются на поклон.