В дошкольном образовании всегда большое внимание уделялось нравственному воспитанию. Ведь дошкольный возраст – это возраст открытия окружающего мира, познания себя, формирования основ личности человека.
Мы живем в сложное время, значение нравственного воспитания сейчас, как никогда, очень актуально. Особенно отрадно заметить, что понятие нравственность соединено с понятием духовность. И мы рассматриваем духовно- нравственное воспитание как основу духовного возрождения нашего Отечества. Воспитание детей на основе обращения к духовно- нравственному потенциалу нашей страны, носителем которого с давних времен по настоящее время является Православие - вот одна из целей нашей работы.
Становление и развитие личности начинается с дошкольного возраста, и от того, что будет заложено в ребенке семьей и образовательным учреждением, во многом зависит, каким он станет, как проявит себя во взрослой жизни. Введение в практику ДОУ занятий кружка духовно – нравственного направления помогают решать задачи нравственного воспитания подрастающего поколения. Одной из основных задач курса является знакомство с культурными традициями русского народа через Православную культуру. Здесь нужно показать детям и родителям, что в нашей многонациональной стране, являясь культурологическим курсом, который не затрагивает вопросы вероисповедания, работа кружка помогает решать ряд воспитательных задач. Это в первую очередь воспитание общечеловеческих ценностей: любви к семье, Родине, уважения к людям, бережного отношения к природе и личностных качеств: доброты, терпимости, правдивости, сострадания и сопереживания. Нельзя жить в России, не зная и не изучая ее историю и культуру. И нужно помнить, что культурные традиции, мировоззрение, этические нормы, эстетические идеалы, образ жизни, характер русского народа формировались под влиянием и на основе христианской православной веры.
Работа строится по двум направлениям. Это работа по ознакомлению детей с Основами православной культуры, с Библией, со святыми, почитаемыми нашей православной церковью, святынями Русской земли и мировой христианской культуры, с культовыми учреждениями. Второе направление- это ознакомление с культурой, с традициями и обычаями нашей Родины. И здесь, нам приходится учиться отличать христианские, православные традиции от язычества и стараться донести это до наших детей. Так многие педагоги внесли определенные коррективы и изменения в организацию проведения праздника «Масленица», так любимого всей нашей детворой. Более критично стали относиться к выбору игр, используемых на массовых гуляньях, посвященных Рождеству (колядки); при организации праздников с использованием материалов УНТ, народных промыслов (различные ярмарки, выставки детского творчества). Даже многие сказки стали рассматриваться с точки зрения православной культуры: отношения к младшим и старшим, к больным, к бедным, к труду.
Мы всегда призывали педагогов «учить детей любить Родину, уважать людей, беречь природу», «воспитывать патриотизм, гуманность», но для того, чтобы эти слова не остались для детей красивыми лозунгами, а чтобы это стало частью самого человека, необходимо, чтобы эти понятия вошли не только в ум и сердце ребенка, но и затронули его душу. И это тоже ода из целей нашей работы.
Важным условием успешности работы является участие в ней родителей наших воспитанников, их поддержка и помощь. Ведь роль семьи в становление личности ребенка является основополагающей. Родительский дом для любого человека- это отправная точка жизненного пути. Здесь он учиться ходить, говорить, думать, чувствовать. И наша задача вместе с семьей прививать детям стремление к добру и верности, самоотверженности и бескорыстию, милосердию и состраданию.
Большую помощь в реализации задач нравственного воспитания педагогам оказывают служители Храма Казанской иконы Божьей Матери. Это и консультации по отдельным вопросам преподавания курса, помощь в подборе и приобретении художественной литературы, наглядно- демонстративных, аудио- и видеоматериалов, организация экскурсий.
История России, ее духовность, вера- это то, что помогало выжить нашему народу в годины испытаний и бед, что способствовало ее процветанию в мирные годы и что, надеюсь, поможет найти правильный путь в жизни нам и нашим детям.
На занятиях кружка по духовно- нравственному воспитанию, который в нашем ДОУ работает второй год, педагоги стремятся решать эти задачи в тесном контакте с Управлением образования, с педагогами других образовательных учреждений, семьями воспитанников и при поддержке представителей Русской Православной Церкви города. Говорить о каких-либо достижениях еще рано, но хочется отметить, что дети с удовольствием посещают эти занятия, задают много вопросов, порой совсем не детских, ищут на них ответы и делают «открытия» как в окружающем мире, так и в познании и понимании себя.
Основополагающими в работе кружка стали потребность родителей и желание детей изучать данный курс, выбор программы и подбор преподавателя. Особые требования к руководителю кружка хорошо отражены в методическом пособии для учителя протоирея Виктора Дорофеева и О.Л. Янушкявичене: «Духовно- нравственное воспитание – это не передача интеллектуальных знаний, но возжигание души ребенка, а это происходит только от сердца к сердцу, как свеча от свечи…Преподаватель должен знать изнутри то, о чем он говорит, быть свидетелем истин христианских и учить детей не только словами, но и поступками, образом жизни, отношением к окружающим…». Конечно же, эти слова хочется отнести не только к педагогам, работающим по программе «Основы православной культуры», но ко всем, кто соприкасается с ребенком, кто заботится о его воспитании и развитии.
Для детей дошкольного возраста знакомство с историческим прошлым нашей страны легче начинать со знакомства с Александром Невским, Дмитрием Донским, адмиралом Ушаковым не только как с заступниками и защитниками Земли Русской, но и как с благочестивыми, благоверными людьми, причисленными к лику святых. Интересны и познавательны для детей занятия, связанные с именами князя Владимира, Сергия Радонежского, Серафима Саровского. День славянской письменности и культуры неразрывно связан с именами Кирилла и Мефодия- просветителей, основоположников русской азбуки. И, разве можно говорить об истории, развитии и становлении Российского государства, не говоря о роли этих великих людей в судьбе нашего Отечества.
Патриотическое воспитание на основе изучения героического прошлого страны, неразрывно с формированием личностных качеств ребенка. Помогая ребенку постичь смысл добра и зла, сострадания и жестокости, правды и лжи, педагоги опираются на художественные произведения А.С.Пушкина, Ф.И. Тютчева, К.С.Ушинского, Б.А. Гонаго и многих других поэтов и писателей. Каждая строка небольшого стихотворения А.С. Пушкина «Птичка» раскрывает перед ребенком целый мир чувств и поступков лирического героя. В произведениях К.Д.Ушинского раскрываются как отношение к природе, к животным, так и отношения детей между собой и с взрослыми.
Ребенок дошкольного возраста открывает для себя большой, интересный, но сложный мир человеческих чувств, взаимоотношений и поступков. И здесь на помощь ему приходят сказки. С маминой колыбельной, с первой сказки о репке или курочке Рябе входят в жизнь ребенка понятия о ласке, добре, взаимопомощи. Используя на занятиях с малышами авторские, а в первую очередь народные сказки, мы помогаем ребенку приобрести необходимый жизненный опыт. Оценка детьми поступков сказочных героев (почти всегда) бывает правильна. Ведь дети интуитивно различают добро и зло, смелость и трусость, бескорыстие и жадность. Важно, чтобы, спроецировав на себя ту или иную сказочную ситуацию, ребенок видел справедливость не только по отношению к себе, но и к окружающим. «Репка», «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Морозко», «Царевна-лягушка», «Сивка – Бурка», «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо» - учат детей различать добродетель и порок, отличать благочестивые поступки от зла и жестокости.
Былины о русских богатырях помогают воспитывать патриотизм, героизм, смелость. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович- это образ единения людей разных сословий, вставших на защиту своего Отечества.
Формы реализации сказочного материала на занятиях очень разнообразны – это и чтение, и рассказывание, рассматривание иллюстраций и репродукций, показ кукольного спектакля, инсценирование сказок детьми и т.д. Для детей дошкольного возраста важно не только понять и правильно оценить поступок героя, но и дать возможность исправить зло, а герою осознать и раскаяться в своем поведении. Поэтому на занятиях используются приемы видоизменения сюжета, концовки сказки, присутствует личностная оценка деятельности героев и выражение своего отношения к нему, постановка себя на место героя с последующим анализом предложенных ребенком вариантов развития сказочного действия.
Элемент сказки, инсценировка присутствуют и в праздничных мероприятиях, посвященных Рождеству, Пасхе, Дню славянской письменности.
При организации занятий учитываются следующие задачи и принципы организации работы:
Цели и задачи духовно- нравственного воспитания
1. Приобщение дошкольников к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
2. Сохранение духовно- нравственного здоровья детей.
3. Ознакомление с историко-культурологическим наследием России.
4. Ориентирование родителей воспитанников на духовно- нравственное воспитание и развитие детей
Принципы духовно- нравственного воспитания:
1. Культурологический принцип
2. Принцип духовности
3. Принцип отбора содержания образования
4. Принцип последовательности изложения материала
5. Принцип личностно- ориентированного подхода
6. Принцип доступности
7. Развивающий характер обучения
8. Принцип организации занятий
В нашем ДОУ из 22 воспитанников подготовительной группы 20 детей посещают кружок. Это дети разных национальностей и вероисповеданий. Но есть и родители, которые считают, что начинать ознакомление с основами православной культуры в возрасте 6-7 лет еще рано. И это их право. Но возникает вопрос почему? Почему говорить о Добре, Любви, Вере, о Вечности в этом возрасте рано? Ведь именно в этом возрасте дети уже могут столкнуться с ложью, лицемерием, двуличием, жестокостью, культом денег и силы. Они, наши малыши, беззащитны перед реальной действительностью. Не хочется, чтобы наши дети походили на инкубаторских цыплят, которые пойдут за тем, что первое увидят в соей жизни, пусть то будет мячик, животное или ноги человека. Нам хочется дать им право выбора: или играть в монстров, восхищаться сильными, но жестокими и не умеющими прощать героями фильмов, или учиться творить добро, уважать людей, соблюдать заповеди.
В процессе работы кружка, кроме еженедельных занятий, в течение года проводятся два открытых мероприятия. Это праздничные мероприятия, посвященные Иисусу Христу- Рождество и Пасха. На праздниках дети поют песни, танцуют, читают стихи и показывают спектакль. Обязательно приглашаем гостей: родителей, сотрудников ДОУ, представителей православной церкви – служителей городского Храма. Дети своими руками делают подарки гостям: праздничные открытки, рисунки, поделки: вырезают силуэты ангелов, расписывают пасхальные яйца (деревянные заготовки или сделанные в технике папье –маше).
Особое внимание уделяется мини – спектаклю. В изготовлении костюмов, атрибутов, декораций принимают участие педагоги и родители. А при подбое литературного материала стараемся учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Можно увеличить или уменьшить количество персонажей, заменяем отдельные слова или выражения. Делаем их более адаптированными для дошкольного возраста.
Далее, как пример, приводится сценарий Пасхального праздника, проведенного с детьми подготовительной группы в 2010 году.
(курсивом обозначены места в сценарии, где были внесены изменения или корректировка)
«Светлое Христово Воскресенье»
Цели и задачи:
-Продолжать расширять представление детей о православных праздниках;
-Знакомить с народными традициями и обычаями праздника «Пасха»;
-Развивать творческие способности детей;
-Работать над выразительностью речи детей.
Предварительная работа:
-Проведение русских народных игр;
-Знакомство с традициями православия на занятиях кружка «Родничок»;
-Рассматривание иллюстраций по теме;
-Изготовление подарков для гостей.
Сценарий:
(в празднике могут быть задействованы один или два ведущих)
Опять пришла к нам желанная и долгожданная весна. Вся природа, весь мир пробуждается ото сна. Солнышко растопило снега, зажурчали ручейки, поля и луга стали покрываться свежей травкой, скоро на проталинах появятся первые цветы, зазеленеют деревья, и птицы, вернувшиеся в родные края, кто с шумом, кто с песнями начнут строить гнезда. Вся природа славит жизнь.
Ребенок: Проснитесь, горы, долы, реки,
Хвалите Господа с небес!
Побеждена им смерть навеки,
Проснись и ты, зеленый лес!
Подснежник, ландыш серебристый,
Фиалка, зацветите вновь,
И воссылайте гимн душистый
Тому, чья заповедь – любовь!
У нас в России –весна –особое время года. Весной мы празднуем великий церковный праздник – Светлое Христово Воскресение, Пасху Господню.
Но прежде мы отмечаем еще один праздник, ровно за неделю до Пасхи мы отмечаем Вербное Воскресение, в память о том, как Иисус Христос со своими учениками вошел в город Иерусалим. Его торжественно встречали с пальмовыми ветвями. У нас пальмы не растут, и поэтому мы приходим в храм с веточками вербы.
Ребенок: Верба, верба, наша пальма-
Ты на вид совсем проста!
Но с тобою мы встречаем
К нам грядущего Христа.
Потому и отдаем мы
Каждый год, весною, вновь
Белой вербе нашу нежность,
Нашу ласку и любовь.
Танец с вербою. /исполняют девочки/
Через неделю после Вербного Воскресения приходит к нам самый светлый и радостный праздник – праздник Пасхи. В этом празднике сочетается и боль, и великая радость. Нам больно и горько, что злые люди обрекли Иисуса Христа на смерть, распяли его на кресте. Но и радостно, и светло на душе, ведь Иисус Христос воскрес, он победил смерть и даровал нам новую жизнь, которая никогда не кончается.
Ребенок: Проснулась я и слышу:
Весна стучит в окно.
Капель несется с крыши,
Везде светлым - светло.
И кажется – не птицы,
А Ангелы летят.
О том, что нынче праздник,
Они нам возвестят.
Ребенок: Солнце по небу гуляет,
Землю лучами ласкает.
Скоро трава прорастет.
Это весна настает.
Птицы опять прилетают.
Песни свои распевают,
Белый подснежник цветет,
Это весна настает.
Песня «Песенка о весне», музыка Г. Фрида
Пасха – это праздник победы жизни и любви над злом. Это праздник обновления. По - особому звонят колокола в эти праздничные дни. Ребята, а вы знаете, что на пасхальной неделе каждый может придти в храм и попросить разрешения позвонить в колокола. И ему обязательно разрешат это сделать.
Стихотворение «Колокола»
Хорошо на колокольне
Позвонить в колокола,
Чтобы праздник был раздольней,
Чтоб душа запеть могла.
Будто ангельское пенье,
Этот дивный перезвон
Светлым гимном воскресенья
Зазвучал со всех сторон.
В. Шамонин.
«Пасхальные звоны колоколов» - слушание /грамзапись/
Еще есть традиция у православных христиан освещать на Пасху куличи и специально приготовленный творог, который тоже называют Пасхой. А еще на Пасху красят яйца. Этот обычай очень древний. Когда то давно одна веровавшая в Бога женщина Мария – Магдалина пришла к императору (царю), чтобы рассказать ему об Иисусе Христе, о его жизни, смерти и чудесном воскрешении и протянула ему яйцо. Царь не поверил в воскрешение, и сказал, что скорее это яйцо станет красным, чем он поверит этому. И в тот же момент яйцо в руках Марии Магдалины стало красным. Крашенные яйца тоже освещаются в церкви на Пасху. Ими принято обмениваться, дарить друг другу
Яйцо – символ возрождения, воскрешения.
Ребенок: Дорого яичко ко Христову дню
Но не знал я долго, как и почему.
Только, слава Богу,
Он мне сам открыл,
Чтоб яичко красное я ценил.
И теперь обычай добрый я храню,
Красное яичко в светлый день дарю.
На Пасху принято дарить яички не только близким людям, знакомым, друзьям, гостям, но и тем, кто пришел к тебе похристосоваться, поздравить тебя с праздником. При этом принято говорить: «Христос Воскресе», а отвечать надо: «Воистину Воскресе».
Уважаемые гости, наши дети приготовили вам подарки. Эти открытки – яички дети сделали и украсили сами. /дети дарят подарки/
Дети в пасхальную неделю устраивали различные игры. Можно поиграть и с крашеными яичками.
1.Есть игра «Битки», играющие ударяют одним яйцом по другому. Ели яйцо разбилось, треснуло, то игрок проиграл, если яйцо осталось цело – выиграл.
2. «Катание яичек с горки» - чье дальше укатится – тот и победитель.
3. А мы поиграем в игру «Чье яйцо дольше прокрутится». Победит тот, кто сумет лучше раскрутить яйцо.
4. Еще мы поиграем и в другую игру: «Целое из частей». (на фланелеграфе из 5- 6 частей нужно сложить яйцо)
Наши ребята приготовили еще один подарок, давайте побываем в сказке.
Инсценировка сказки
«Новая сказка о Красной Шапочке и ее верных друзьях»
(Текст сказки взят из книги Низовой Г.Ю. «Наши праздники», с учетом возраста детей и численности участников в сценарий внесены небольшие изменения и введены новые персонажи)
Участники постановки:
Ведущая (или ведущие)
Красная шапочка
Волк
Птенчик
Цветки – 3 девочки
Котенок
Бабушка
Охотники – 2 мальчика
(введены в спектакль дополнительно)
Мама
Зайчата – 2 ребенка
Скворцы – 2 ребенка
Ведущий:
В день праздничный Пасхи Христовой
Для взрослых всех и для ребят
Про Красную Шапочку сказку
Расскажем на новый мы лад.
Отсюда урок извлеките,
Познайте премудрости знак –
Христос – наш Единый Учитель,
Мы с Ним начинаем. Итак…
(Мама поет с Красной Шапочкой пасхальную песенку и укладывает в корзиночку яйца, кулич, пасху)
Мама:
А теперь, доченька, возьми эту корзиночку
И отнеси Бабушке.
Поздравь ее с праздником.
Красная Шапочка:
Что за денек сегодня! Благодать!
И ни единой тучки не видать.
На сердце радость. Солнышко играет,
И даже ветерок мне помогает
Быстрей шагать, чтоб с Бабушкой моей
Нам разговляться начинать скорей.
В корзинке вот - яиц пасхальных шесть,
Кулич и сыр, конечно, тоже есть.
Все мама приготовила, сложила,
И отнести меня благословила.
Я с радостью!– Так Бабушку люблю,
Скорее отнесу и подарю.
Волк:
А вот и я! Как голоден и зол!
И маковой росинки не нашел.
Уж с вечера живот мне подвело.
Поднялся я, – еще не рассвело,
И не пойму, чему природа рада?
Скорей набить желудок- вот что надо!
А вот и Красна Шапочка идет:
Ну что же, и она не пропадет,
Девчонкой я на месте закушу,
А шапку я в морозы поношу.
Да там еще корзинка! Что же в ней?
Желательно, чтоб было повкусней!
Ведущий:
Крадется волк стыдливо меж кустов,
Ведь совесть мучит даже и волков;
Она тихонько шепчет: «Ай-ай-ай,
Просить – проси, но все ж, не отбирай
Корзиночку у Шапочки-малышки,
Ты все же Волк, а не шакал бесстыжий!»
Да! С совестью рядиться не с руки.
А как же быть? С утра бурчат кишки…
Решился Волк смиренно попросить.
Волк:
Ты не могла меня бы угостить?
Я голоден, ну просто дикий зверь!
Я зла тебе не сделаю, поверь!
Красная Шапочка:
Конечно, милый! В школе нас учили:
Кто делится, на том Господня сила.
Насытится просящий. А давать
Полезней для души, чем принимать.
Ведущий:
И вот уже в корзине - половинка,
И половина той лесной тропинки,
Что стелется до Бабушки. И вот
Со внучкой вместе Серый Волк идет.
Красная Шапочка:
Смотри, смотри, смотри скорей сюда!
Ты кто? Ты Птенчик? Выпал из гнезда?
Ты хочешь кушать, открываешь рот?
Тебя накормим: вот, что есть, и вот.
Покушай, милый, да смотри не хнычь –
Ведь кушаешь Пасхальный ты кулич.
Он освятился силою с небес,
Везде денесь Пасха- будь то дом иль лес!
Птенец:
Да я не плачу, высохла слеза,
И радостью наполнились глаза,
Возьмите в добрый час с собой меня,
Прославить вместе с вами радость дня.
Волк:
А я тебе немножко помогу,
Хоть и боятся все меня в лесу,
Но в день такой обидеть – страшный грех,
Да и отныне я - слуга для всех.
Ведущий:
Корзиночка пустеет, легче стала,
Осталось в ней съестного очень мало.
Зато прибавилось так много доброты,
Что распустились первые цветы.
1 Цветок:
Мы видели: зайчата голодны;
/подбегают Зайчики, Красная Шапочка угощает их, они благодарят и отходят в сторону)
2 Цветок:
Еще Скворцы летели в эти дни
Из дальних стран. Они устали очень,
И голод их, наверно, тоже точит.
/подлетают Скворцы, Красная Шапочка угощает их, они благодарят и отходят в сторону)
3 Цветок:
Еще Котенок, вот он, заблудился,
И на дорожке этой появился.
Котенок:
Как плохо без друзей быть – одному,
Не нужен был я утром никому.
Теперь с друзьями сытно и не страшно
Я не один, а это очень важно!
Красная Шапочка:
Как жалко, что корзиночка мала!
Я если б знала, больше б взять могла,
Чтоб накормить голодных и уставших
Остатками хоть корочек вчерашних…
Ну что поделаешь? Пусть примут, сколько есть,
Зато друзей теперь - не перечесть!
Ведущий:
Вот показался Бабушкин порог.
Пуста корзиночка. Хотя б один пирог!
Хоты бы крошечка от кулича святого,
Остались здесь всего два вечных слова,
Зато святые дивные слова,
И Пасха в них Господняя жива.
Их скажем мы не раз с друзьями вместе.
Над миром весть летит: Христос Воскресе!
Бабушка:
Хоть разговляться нам теперь и нечем,
Но со Христом тем радостнее встреча,
Что стало больше близких и родных,
Мы как Христа, с любовью примем их.
Ведущий:
Без утешения Господь не оставляет,
Тех, кто с любовью ближних принимает.
И, зная у святой любви порядки,
Охотники пришли на праздник Пасхи
(входят охотники с большой корзиной)
1 Охотник
А вот и мы пришли вас навестить,
С друзьями радость Пасхи разделить.
2 Охотник:
Гостинцев принесли мы, собирайтесь!
В честь праздника Христова – разговляйтесь!
1 Охотник:
Сегодня все мы как одна семья.
И все лесные звери нам – друзья!
2 Охотник:
Будем жить и дружить,
Чтоб Господу и ближним послужить
Ведущий:
В Пасхи день священный,
Будем петь для ближних,
И стихами славить
Будем Бога в вышних.
Гимн несется звонок,
Праздничен и весел.
Знают все с пеленок,
Что Христос Воскресе!
Слово гостям, представителям православной церкви.
1 ребенок: Распушила ветки верба,
Песни ласточек слышны,
Праздник света, праздник веры
Есть у ласковой весны.
2 ребенок: Колокольным перезвоном
Славят люди праздник тот,
С добрым словом и поклоном
Обнимается народ.
3 ребенок: «Жив Христос! Христос Воскресе!»-
Носит теплый ветерок.
Праздник Пасхи так чудесен,
Сердцу каждому урок.
Песня: «Пасхальная»
(Из сборника «Православные праздники для детей», Издание Свято- Успенского Псково – Печерского монастыря, 2006г)
Взрослые: «Христос Воскрсе!»
Дети: «Воистину Воскресе!»
(Далее можно организовать для детей праздничное чаепитие)
Для современного мира необходимо и важно иметь нравственные ориентиры, возрождать духовность, прививать любовь к Родине, к людям. Наши воспитанники –дошколята только входят в жизнь, в большой мир. Хочется, чтобы их путь начинался от «чистого истока», родниками которого станет духовно- нравственная культура нашей Родины- России.
Поэтому работа по духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста является одним из основных направлений деятельности нашего детского сада. А организация занятий кружка по духовно – нравственному воспитанию «Родничок»- наиболее подходящей формой реализации этого направления.