На фоне музыки С.В.Рахманинова ( « Вокализ» ) звучит стихотворение «Родине »
Чтец 1.
Они глумятся над тобою
Они, о Родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом чёрных хат…
Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей-
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей.
Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни вёрст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла.
Ведущий 1.
Это стихотворение было написано более ста лет назад, но, не правда ли, звучит очень современно, словно появилось оно в наши дни?! Автор его, Иван Алесеевич Бунин, писатель счастливой и трагической судьбы. Счастливой потому, что он был наделён высочайшим художественным даром. И трагической, - потому чтение 33 лет он жил на чужбине,
оторванный от Родины, от России, от всего, что было так дорого его сердцу, что он так страстно любил, и что писало его творчество.
Родился Бунин в Воронеже, в мелкопоместной дворянской семье, в ту самую пору, когда бедность постучалась в ворота многих дворянских усадеб. Но родословная Бунина вызывала в нём неизменное чувство гордости: к роду Буниных принадлежали Василий Андреевич Жуковский и дворянская поэтесса Анна Бунина.
Детство писателя прошло в Орловском подстепье, на хуторе Бутырки, в имении бабушки, в старинном доме, смотревшем своими цветными стёклами в бескрайние дали. Хлеба подходили к самому крыльцу.
Здесь, среди неброской в своём очаровании русской природы, среди богатейшего языка, который дал миру величайших художников: Толстого, Тургенева,Тютчева,Фета, формировался будущий писатель. Здесь он научился видеть и слышать мир.
Ведущий. Дано ему было от природы, правда, очень и очень много.В автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева» читаем : «… Зрение у меня было такое, что я видел семь звёзд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги…», « было такое обоняние, что отличал запах росистого лопуха от сырой траы». Он был столь одарён артистически, что Станиславский уговаривал его войти в труппу художественного театра и сыграть роль Гамлета. О его феноменальной наблюдательности ходили легенды: три минуты понадобилось ему, по свидетельству Горького, чтобы не только запомнить и описать внешность, костюм, приметы, вплоть до неправильного ногтя у незнакомца, но и определить его жизненное положение и профессию.
Ведущий 2. Талант его, огромный, бесспорный, был однако оценён современниками не сразу, но с годами всё больше и больше. Его заметили Толстой, Чехов. Горький сказал: «… выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет…»
В литературу Бунин пришёл как поэт. В девятнадцать лет он покинул родовое гнездо и , по словам матери, « с одним крестом на груди» ушёл в мир. Он переменил множество профессий – корректора, библиотекаря, статиста, владельца книжной лавки…»
Первый сборник стихов вышел в Орле в 1891 году. Бунина причислили к эпигонам дворянской поэзии. Сам он отрицал это. Впрочем, давайте послушаем его стихи!
( звучит «музыкальный момент» С.В.Рахманинова на фоне утихающей музыки идет чтение)
Чтец 2.
Туманный серп, неясный полумрак,
Свинцово-тусклый блеск железной крыши,
Шум мельницы, далёкий лай собак,
Таинственный зигзаг летучей мыши.
А в старом палисаднике темно,
Свежо и сладко пахнет можжевельник,
И сонно, сонно светится сквозь ельник
Серпа зеленоватое пятно.
«Апрель»
Чтец 3.
Мы рядом шли, нона меня
Уже взглянуть ты не решалась,
И в ветре мартовского дня
Пустая наша речь терялась.
Сквозь сад, где падали капели,
Бледна была твоя щека,
И как цветы глаза синели.
Уже полураскрытых уст
Я избегал касаться взглядом,
Но был ещё блаженно пуст
Тот дивный мир, где шли мы рядом.
Ведущий 3.
Да, именно « любовь и радость бытия» были главными в его поэзии. Но Бунин не просто писал, он философствовал.
( Звучит стихотворение « Вечер» )
Чтец 4.
О счастье мы всегда лишь вспроминаем.
А счастье всюду.Может быть оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе лёгким белым краем
Встаёт, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.
Ведущий 1.
Любовь и смерть – две великие тайны. Они идут рядом в творчестве Бунина.
«Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена». Это слова из рассказа Тёмные аллеи», который дал название целому циклу, куда вошло 38 рассказов. Впервые сборник вышел в 1943 году в Нью-Йорке, к воличестве 600 экземпляров, а вошло всего лишь 11 рассказов.
В полном составе эта книга вышла в 1946 году в Париже. Она единственная в своём роде в русской литературе. Тридцать восемь новелл этого сборника дают великое разнообразие незабываемых женских типов: Руся, Натали, Галя Ганская, героиня «Чистого понедельника»… Вблизи них – мужские характеры беглы, статичны. Часто это лишь фон для женщины.
Ведущий 2.
Да, любовь у Бунина – это тайна. И не каждому, по его мнению, дано прикоснуться к ней. Это могут сделать лишь избранные.Любовь у Бунина – невыносимое счастье, трагедия, рок.
Натура эмоциональная, страстная, Бунин за свою жизнь пережил несколько глубоких потрясений. Можно сказать, что
Четыре музы сопровождали его, вдохновляли, давали огрмную радость. Каждая из них в жизни Бунина представляет особенную эпоху. ЭтоВарварв Пащенко, Анна Цакни, Вера Николаевна Муромцева-Бунина и Галина Кузнецова…
Лёгкое дыхание любви не обошло Бунина, как не обошли его жизнь и великие социальные потрясения.
( Звучит музыка С.В.Рахманинова: «Прелюдия» ор.23,№6)
Таким потрясением, страшным сном для Бунина была революция 1917 года. Вот как он писал об этом в « Окаянных днях»:
Ведущий 3.
«… в мире тогда уже произошло нечто невообразимое: брошена была на полный произвол судьбы – и не когда-нибудь, а во время величайшей мировой войны – величайшая на земле страна… где вдруг оборвалась громадная, веками налаженная жизнь и воцарилось кокое-то недоуменное существование, беспричинная праздность и противоестественная свобода от всего, чем живо человеческое общество»
Ведущий Горечью, недоумением, гневом проникнуты страницы дневника, описывающие впечатления от поездки в Петербург: «…Невский был затоплен серой толпой, солдатнёй в шинелях внакидку, неработающими рабочими,гуляющей прислугой и всякими ярыгами, торговавшими с лотков и папиросами, и красными бантами. И похабными карточками, и всем, чего попросишь. А на тротуарах был сор, шелуха подсолнухов…»
( Звучит стихотворение « День памяти Петра» )
Чтец 1.
«Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия…»
О, если б узы гробовые
Хоть на единый миг земной
Поэт и Царь расторгли ныне!
Где град Петра? И чьей рукой
Его краса, его твердыни
И алтари разорены?
Хлябь, хаос – царство Сатанв,
Губящего слепой стихией.
И вот дохнул он над Россией,
Восстал на Божий строй и лад –
И скрыл пучиной окаянной
Великий и вященный Град,
Петром и Пушкиным созданный.
И всё ж придёт , придёт пора
И воскресенья и деянья,
Прозрения и покаянья.
Россия! Помни же Петра .
Пётр значит Камень. Сын Господний
На Камени созиждит храм
И скажет: « Лишь Петру я дам
Владычество над преисподней».
Ведущий 1.
Для Бунина с «великой Россией» было покончено уже в феврале 1917 года. Он отверг временное правительство и его лидеров и решительно не принял большевиков.
В мае 1918 года он покинул Москву, уехав в Одессу . А в январе 1920-го – навсегда простился с Россией .
Горько отразилось бездомье в творчестве писателя
Чтец 2. ( Звучит стихотворение « У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…»
Ведущий 2 . Оторванность от Родины заставила его замолчать на время, а потом и надолго загрустить.
Чтец 3.
Душа навеки лишена
Былых надежд, любви и веры.
Потери нам даны без меры,
Презренье к ближнему – без дна.
Для ненависти, отвращенья
К тому, кто этим ближним был,
Теперь нет даже выраженья:
Нас Бог и этого лишил.
И что мне будущее благо
России, Франции! Пускай
Любая буйная ватага
Трамвай захватывает в рай.
Ведущий 3.
Эмиграция глубоко и последовательно повлияла на творчество Бунина. Остро выступает в его произведениях ощущение бренности всего существа – женской красоты, славы, счастья, могущества. « Всё проходит.Всё вечно!» -этим
Бунин как бы пытается утолить своё горе. Но ничто не может заставить его отказаться от мыслей о России. Как бы далеко он ни жил, Россия была неотторжима от него. Хотя была уже не той, которая начиналась за окном в сад.
Чтец 4.
Зарос крапивой и бурьяном
Мой отчий дом. Живи мечтой,
Надеждами, самообманом!
А дни проходят чередой,
Ведут свой круг однообразный,
Не отступая ни на миг
От пожелтевших, пыльных книг
Да от вестей о безобразной,
Несчастной, подлой жизни там,
Где по родным, святым местам,
По ниве тучной и обильной
И по моим былым следам
Чертополох растёт могильный.
Ведущий 1.
Память о России возвращалась всё чаще: в короткие рассказы, зарисовки. Она стала главной в его единственном романе « Жизнь Арсеньева». Размышления Бунина устремлены в завтрпшний день.
Размышляя о той национальной гордости, какая от века присуща русскому человеку, Бунин вопрошает: « Куда она девалась позже, когда Россия гибла? Как не отстояли мы всего того, что так гордо называли мы русским, в силе и правде чего мы, казалось, были так уверены?» Настойчиво повторяет Бунин
мысль « о конце » России и опровергает сам себя: любовь к России звучит во всём строе произведения, этой льбовью пронзены его герои.
Ведущий 2.
В эту пору Бунин воспринимался современниками как живой классик. В 1933 году он первым среди русских писателей был удостоен Нобелевской премии в области литературы. В официальном сообщении говорилось: « Решением Шведской Академии от 9 сентября 1933 года Нобелевская премия по литературе присуждена Ивану Бунину за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типично русский характер». Немалую роль в этом сыграли первые части «Жизни Арсеньева».
Ведущий 3.
Но радость по поводу присуждения высокой премии была неполной. Жизнь в прекрасной, но чужой стране, среди чужого языка, неприятие массовой западной культуры, тоска по России - вот чем были заполнены будни писателя. Праздников
Было мало. Они остались в далёком прошлом и связаны были с молодостью и опять с Россией.
Ведущий 1.
Желание вернуться в Россию было острым и сильным. Накануне войны, в 1939 году, Бунин пишет письмо Сталину с просьбой о возвращении. Письмо было отправлено Алексеем Николаевичем Толстым в Кремлёвскую экспедицию.
Письмо осталось без ответа.
Пять долгих лет войны Бунин провёл в Грассе, жадно следя за ходом битвы, которая развёртывалась на просторах его великой России. В дневнике отражены переживания писателя: « Доживу ли?..»
Бунин наотрез отказался сотрудничать в профашистских изданих, проклинал Гитлера, называл его открыто параноиком. Мысль о Родине была главной: « Разве можем мы забыть Родину? Может человек забыть Родину? Она – в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает».
Но на Родину он так и не вернулся.
Чтец 1.
Звучит стихотворение Бунина « Я опять одинок »
Ведущий 2.
Свою последнюю дневниковую запись он сделал 2 мая 1953 года: « Это всё-таки поразительно до столбняка! Через некоторое очень малое время меня не будет – и дела и судьбы всего, всего будут мне неизвестны!.. И я только тупо, умом, стараюсь усомниться, устрашиться!»
В два часа ночи с седьмого на восьмое ноября 1953 года Иван Алексеевич Бунин скончался. На смятой простыне лежал много раз читанный том « Воскресения!»
Ведущий 3.
Отпевание было торжественным в русской церкви на улице Дарю, при небывало громадном стечении народа. Многие плакали, словно прощались с самым близким человеком. Все газеты – и русские и французские – поместили обширные некрологи.
Ведущий 1.
Похороны были много позже – на восходе солнца, в очень морозный день 30 января 1954 года.Русское кладбище под Парижем Сен-Женевье-де-Буа было заметено глубокими снегами – лмшь кресты печально возносились к небу.
На похоронах было одиннадцать человек.
Чтец 2.
( Звучит стихотворение « Молчат гробницы, мумии и кости…»
Ведущий 2.
Бунин служил слову более пятидесяти лет. Как никто другой, он помнил о связи времён, о необходимости бережно относиться к прошлому России, её традициям, о роковом пренебрежении ими.
Давайте же и мы будем помнить об этом.
( Звучит музыка С.В.Рахманинова: « Прелюдия» ор.32,№12 соль минор)