Это великий праздник плодородия, посвященный Богине и Богу. По легенде, возродившийся Бог достигает поры зрелости, и в эту пору они с Богиней предаются чувственной любви, которая должна положить начало новой жизни. В этот день зажигаются многочисленные костры, мужчины и женщины танцуют древние танцы вокруг «майского дерева» — молодого деревца или столба, украшенного ленточками семи цветов радуги. Во время праздника в одежде ведьм преобладает зеленый цвет, в честь кельтского Бога Беленоса. Ведьмы украшают себя масками из листьев, остроконечными «ушками» или маленькими рожками — символ жизненной силы природы, особенно ярко проявляющейся именно в мае. У ведьм принято считать май — месяцем сладострастия. И не только потому, что число пять имеет глубокий чувственный смысл (5 — число сексуальности). В эту пору тело получает новый заряд энергии, мы чувствуем, как бродят наши жизненные соки, все пять наших чувств обострены. Празднование великой плодовитости Земли сопровождается ритуалами, посвященными сексу и появлению новой жизни. Дети земли — мужчины и женщины — также стремятся к единению и размножению. Белтан — праздник любви. У германских народов эта ночь называется Вальпургиевой, то есть посвященной Святой Вальпургии — христианскому аналогу тевтонской Матери-Земли, Вальбурга.
С этого дня отсчитывается летняя половина года. Важным его элементом, как и в Самайн, считается ритуальное зажигание костров. Для разжигания костра Белтана (огня Ирландии) друиды использовали 9 сортов дерева. Животных проводили через клубы дыма, чтобы защитить их в предстоящем полугодии. Белтан — это время, когда потусторонний мир соприкасается с миром людей, равно как и на Самайн. В связи с Белтаном стоит упомянуть и об одной прочной традиции: если простолюдин успевал за одну ночь выстроить на пустоши дом и к рассвету нового дня над его крышей уже курился дым очага, то он получал во владение и постройку, и земельный участок, окружность которого будет зависеть от того, как далеко он сумеет с порога бросить топор.
Май — время свежего воздуха и любви, и потому все, что с ним связано, таит угрозу для домашнего очага и супружеской верности. Белтан и последующие дни и ночи были временем любовных игр и внебрачных связей. По обычаю в канун этого праздника большие группы молодежи обоего пола уходили вечером в лес и проводили всю ночь за играми, возвращаясь лишь наутро, с ворохом цветов и веток березы и других деревьев. Говорят, что браки, заключенные в мае, длятся всего одно лето, что согласуется с ирландскими законами, в которых Белтан именуется обычным временем разводов. В связи с таким пониманием Белтана существовали следующие поверья, связанные с майской обрядностью: не к добру было приносить в дом цветы майника, не к добру — играть свадьбу в мае и надевать на свадьбу зеленое, не к добру — увидеть бездомного кота, ведь он может занести в дом змею. В любовных стихах, исполнявшихся, в частности, на Белтан, нередко встречается упоминание о березе как символе любви. Так называемые «шалаши любви» принято было устраивать под березой или в березовой роще, венки из березовых ветвей дарили в знак любви, а майские шесты зачастую тоже делали из ствола березы. Майские обряды, естественно, не согласовывались с доктриной христианской церкви, и реакция народа на попытку запрещения празднеств была преимущественно негативной.
На Белтан особую силу обретают чары и заклинания. Именно в этот день можно было призвать сидов. В этот день феи могут нанести человеку вред, а ведьмы безнаказанно украсть молодняк и будущий урожай, поэтому можно принять действенные меры, чтобы отвести беду. Разрешено следить за тем, чтобы колдуны не украли молоко и не зачерпнули воды из колодца на заре 1го майского дня. Есть и другие способы отвести угрозу колдовства — например, отказ делиться водой, пищей и огнём. Ветки рябины, укреплённые над входом в дом и хлев, отгонят колдунов и фей. В полдень и в полночь, равно как на восходе и на закате, завеса между этим и незримым миром становилась предельно тонкой. В полдень можно было стать очевидцем «похорон эльфов». И в полдень же наступало благоприятное время для изгнания колдовского ребёнка-подменыша.
Одним из атрибутов Белтана считается Майское дерево. Кельты наряжали дерево, стоящее посреди поселения разноцветными лоскутками, причём, на каждый лоскуток можно было загадать желание. Здесь важное значение имела цветовая символика: голубой — защита, тёмно-зелёный — процветание, красный — любовь, тёмно-фиолетовый, тёмно-синий — магия, остальные — дар духу дерева. Традиционные цвета праздника — красный и белый. Вокруг майского дерева устраивались танцы. Всех участников праздника обносили вином и пивом. Ещё один из обрядов: коронование майских короля и королевы — выбирали самых красивых девушку и юношу, на голову им надевали венки, воздавали им почести и приносили дары, и до конца мая они считались мужем и женой, а после расходились.
Белтан отмечает начало самого большого прилива, который достигает своей наивысшей точки в период летнего солнцестояния.
Белтан противоположен Самайну. Колдуньи считают этот шабаш вторым по значимости из восьми главных праздников Колеса года. Если Самайн раскрывает взаимодействие аспектов жизни и смерти, то Белтан являет торжество и славу земного бытия. Это праздник костров, привлекающих небесное благословение. После праздника Юле еловый ствол убирали в сарай и хранили до Белтана, где он выступал уже в роли майского шеста. Длинные белые и красные ленты, привязанные к вершине столба, развевались на весеннем ветру, танцующие брали их и заплетали вокруг столба под звуки веселой музыки, погремушек и барабанов. Красные ленты вплетались по часовой стрелке, а белые — против часовой стрелки; таким образом, участники празднества вплетали стабильность и процветание в свою личную жизнь в предстоящие летние месяцы. Когда оставалось вплести последние несколько футов ленты, танцующие начинали двигаться против часовой стрелки, скрепляя пожелание роста и благополучия. Можно украсить свой алтарь боярышником, весенней травой, цветами, «дырявыми» камнями (камни с естественными отверстиями) и т. д. Романтические чувства и ухаживание играют важную роль в праздновании Белтана, поскольку в эти дни люди становятся воплощением высшей любви между властелином и владычицей. Белтан не такой серьезный и торжественный, как Самайн; он славится своим весельем, песнями и плясками.
Во многих традициях искусства этот день служит началом для образования новых групп, церемоний инициации, открытых лекций и уроков, создания традиционных или личных знаков отличия и других проектов.
Сценарий составлен для проведения в помещении (самое лучшее со свободным выходом на улицу: например на даче или в гараже), но при желании может легко быть переделан и в чисто уличный!
Для правильного отмечания Белтана Вам необходимо выбрать так называемого Жреца (Жрицу) — помощника в проведении этого Великого Праздника. Обычно Жрец (Жрица) назначается Предводителем.
Сценарий
Масло
1. Перед выходом на Шабаш (либо в доме, либо перед выходом в место Шабаша), нанести каплю масла на а) подошвы, б) низ живота, в) запястья, г) виски, произнося при этом:
Эмен Хетан! Эмен Хетан! Я из тебя, и твоё искусство моё, у меня нет ничего, что не твоё. Именем Природы, смотри на своего слугу (Колдовское Имя), намазывающего себя. Я стану однажды таким же великим, как ты! Thought a thought, thought, throughout and about.
Подготовительная Часть
1. Рисование круга шнуром. Необходимая длина 12 футов (3,6 метра). Для этого требуются 2 Союзника.
а) 1-й прикрепляет один конец шнура приблизительно в центре площади Шабаша и держит этот конец.
б) 2-й, сильно натянув шнур, берёт свой Athame, оборачивает шнур вокруг его рукояти до узла в 180 см от начала. Очерчивание проводится по часовой стрелке (т.е. всегда направо), начиная от точки на Востоке и заканчивая там же. Очерчивающий стоит за периметром круга.
в) После первого очерчивания очерчивающий берёт мел, и аналогично натянув шнур, очерчивает видимый круг. 1-й (держащий конец шнура) изнутри размечает стороны света.
г) По сторонам света, за кругом очерчивающий ставит обозначения («Смотровые площадки»). В помещении на них ставятся свечи (не зажжённые). Если на улице — лампы.
д) 1-й сматывает шнур и покидает круг со стороны Севера.
Примечание: входить в круг и покидать его на всём протяжении Шабаша можно только с сектора Севера.
2. Очищение круга. Компоненты: вода с солью, ладан. Заклинания Огня и Воды
(те же, что при изготовлении Инструментов).
Союзник, очертивший круг должен опрыскать и окурить окружность, находясь за периметром.
3. Внесение в круг необходимых предметов. Не заходя в круг один из Союзников должен поставить на Смотровые площадки все необходимые предметы. Их перечень определяется заранее по примеру ПОСВЯЩЕНИЯ.
Подготовка Главного и Ритуальных костров Приготовить Ритуальные Костры. Ритуальный костёр — огонь, разведённый в металлической ёмкости (котле), поставленный на треногу и предназначенный для Официальной части. Требуемое количество — 3.
Они вообще не вносятся в круг. Расположить их (не поджигая) ЗА линией круга рядом со Смотровыми Площадками Северо-Востока, Запада и Юга.
Ритуальные Костры состоят из сухого топлива и тонких веток 6 или 9 разных пород деревьев. Ветки крестообразно укладываются в котлах.
Внести в круг Главный Костёр.
Внешний вид Главного Костра: на бумажной основе в виде большого зеленого листка дерева по спирали установлены в подсвечниках зелёные свечи по количеству ВСЕХ участников Шабаша (включая Новых).
Внести в периметр круга Пирог Шабаша и оставить его на Смотровой башне Воды (на Западе).
На Белтан можно смело использовать любые неметаллические украшения, свидетельствующие о Весне. Например: украсить голову импровизированными листиками или рожками, вплести в волосы ленточки, надеть венки и т.п.
Вступление
1. За несколько минут до полуночи убрать из поля зрения все возможные источники света за исключением одной свечи у входа в помещение (свеча поджигается в последний момент).
2. Всем участникам Шабаша через Северные ворота войти в круг, встать вокруг не зажжённого костра и взяться за руки.
3. Огонь Главного костра должен разжечься ровно в полночь.
Примечание: необходимо заранее высчитать точное время наступления полуночи, математически поделив часы между временем, когда солнце действительно садится накануне (по календарю) и временем, когда оно встаёт на следующий день. Полночь практически никогда не наступает в 00:00.
Союзник, отвечающий за Огонь разжигает Главный костёр (поджигает свечи), после чего присоединяется к остальным.
4. В Восточную часть круга проходит Предводитель Шабаша и 9 раз кланяется на Восток. Если позволяет погода, и нет ветра (на улице), то в левой руке он держит тонкую церковную не зажжённую свечу (в помещении обязательно). Произносит, обращаясь в Восточную сторону Заклинание:
О, Великая Сила Природы!
О, негаснущее пламя Любви!
О, живительный огнь Плодородия!
Будьте благословенны в эту первую майскую Ночь!
Одарите меня своей благодатью и расположением!
Дайте Силы узреть Ваши Священные Костры
И до рассвета стать с Ними одним целым!
Отдаю себя в Вашу Власть!
5. Все собравшиеся должны повторять по строчке за Предводителем:
О, Великая Сила Природы!
О, негаснущее пламя Любви!
О, живительный огнь Плодородия!
Будьте благословенны в эту первую майскую Ночь!
Одарите нас своей благодатью и расположением!
Дайте Силы узреть Ваши Священные Костры
И до рассвета стать с Ними одним целым!
Отдаём себя в Вашу Власть!
6. Весь Шабаш должен вместе повторить это ещё столько раз, сколько потребуется. Во время повтора Союзник-Вода, говоря вместе со всеми, крошит в руке Пирог и бросает крошки в борозду по направлению на Запад.
7. Предводитель зажигает свечу от костра, символизируя начало Шабаша.
8. Все занимают свои места.
Посвящение новых
(если требуется)
Официальная часть
Разжигание 2-х оставшихся Ритуальных Костров
Союзник-Вода и Предводитель одновременно начинают разжигать 2 оставшихся Ритуальных костра. Как только они разгорятся, за пределы Круга выносится Главный Костёр.
Поддерживание Ритуальных костров осуществляется возле соответствующих Смотровых башен.
Внесение в Круг Майского Дерева
Через Северные Ворота в Круг вносится Майское Дерево.
Внешний вид Дерева: ствол не очень высокой молодой берёзы (не очищенный от веток, освящённый, установленный на прочную не металлическую подставку) со спиленной макушкой. К макушке (все в одном месте) привязаны длинные (все одной длины) ленты: 6 зелёных, 6 красных, 6 белых.
Дерево устанавливается точно посередине Круга (на место Главного костра).
Maze: Танец — Встреча
1. Предводитель зажигает от Ритуального костра Северо-Востока тонкую свечу, проходит к Дереву, встаёт рядом с ним лицом к Северу, скрестив на груди руки, олицетворяя Смерть.
2. Все берут тонкие (церковные) свечи, подходят к Северным воротам, выстраиваются по внутренней линии Круга в направлении с Юга на Север.
3. Весь Шабаш, начиная от северного края круга, делает против часовой стрелки спиральную цепь к центру, состоящую из трех окружностей — каждый Участник поворачивается против часовой стрелки вокруг своей собственной оси и, поравнявшись с неподвижной фигурой Предводителя, зажигает свою свечу о его.
4. Стихии делают оборот вокруг Предводителя (по часовой), Дерева и, вернувшись в место начала оборота, совершают крутой поворот в обратную сторону (не дожидаясь следующего) и по спирали уже по часовой стрелке двигаются тем же самым путем в направлении обратно на Север.
5. Поравнявшись с сектором Севера, двигаются по внутренней линии Круга на Юг и выстраиваются друг за другом.
Танец цепочкой
6. Предводитель присоединяется к «паровозику», занимая последнее место в хвосте.
7. Все берут со Смотровой башни Юга берёзовые палки.
8. Все покидают Круг. За его пределами рассоединяются, расставляют свечи в заготовленные подсвечники по комнате Шабаша, затем снова встают «паровозиком» в том же порядке.
Для следующего пункта разумнее всего будет выйти на улицу, а если нет такой возможности, то в другую просторную комнату.
9. Все садятся верхом на прутики. Жрец начинает движение по месту Шабаша в угодном ему направлении, имитируя по очереди разных животных, выбранных Стихиями в качестве своих Тотемов, начиная со своего.
В качестве тотема выбирать стоит не то животное (рептилию, насекомое, птицу), которое нравится, а то, родство с которым чувствуешь. Я приведу слог того стиха, который проговаривается в имитации, а вам нужно переделать его под своих животных.
Жрец бежит впереди «процессии», имитируя свой тотем — например Орангутанга:
Орангутангом в джунгли сбегу
Прятаться там долго смогу
Именем Госпожи буду все совершать
Пока не вернусь домой я опять
10. Задача Шабаша: бежать следом, имитируя погоню-охоту и хором отвечать, вживаясь в образ того животного, которое в природе охотится за тем, кого имитирует Жрец. В случае с Орангутангом это к примеру Удав:
Удавами сильными вслед поползём
Догоним тебя и в кольца зажмём
Именем Господина будем все совершать
Чтобы вернуть тебя домой опять
11. Жрец начинает имитировать животное-тотем следующей Стихии (к примеру у Земли это будет Паук):
Я паучком спрячусь в траве
Сети сплету, затеряюсь в листве
Именем Госпожи буду все совершать
Пока не вернусь домой я опять
12. Все в ответ имитируют к примеру охотящихся на Паука Дятлов:
Дятлами зоркими вслед полетим
Тебя от травы, от листвы отличим
Именем господина будем всё совершать
Чтобы вернуть тебя домой опять.
13. Жрец имитирует тотем следующей Стихии, к примеру Ящерицу:
Я ящеркой маленькой прочь уползу
Сквозь бури, лавины, жару и грозу
Именем Госпожи буду все совершать
Пока не вернусь домой я опять
14. Все в ответ имитируют Птиц:
Как хищные птицы вслед будем лететь
Тебе уползти от нас не успеть
Именем Господина будем все совершать
Чтобы вернуть тебя домой опять
Таким образом, необходимо перебрать всех имеющихся животных-тотемов (по одному у каждой Стихии).
Примечание: все бегущие обязаны строго подчиняться направлению Ведущего Жреца и бегать столько, сколько он сочтёт нужным!
«Имитировать» означает либо полностью вживаться в предлагаемое животное, либо перенимать его основные повадки (у кого как получится)! Это очень мощный энергетический обряд, проверено на практике! Ни в коем случае не бойтесь выглядеть глупо — вместо этого прочувствуйте всю силу делаемого вами!
15. Процессия возвращается в место проведения Шабаша.
16. Входит в круг на Севере и занимает свои места.
Заплетание Майского Дерева
1. Со своих мест все по возможности одновременно двигаются к Майскому Дереву.
2. Все берут в руки по три ленточки — красную, белую, зелёную и начинают заплетать «косичкой», делая на конце узел.
3. Затем начинают водить хоровод (отпустив концы и взявшись за руки), двигаясь сначала против часовой стрелки, а через какое-то время по. При движении по часовой стрелке проговорить 9 раз:
Колесо повернулось, Сила вернулась!
4. К Майскому Дереву переносятся Вино и Чаша Шабаша. Вино отдаётся Жрецу, Чаша Предводителю. Жрец подходит к Предводителю слева. Хоровод группируется так, чтобы они оказались стоящими рядом.
5. Жрец наполняет Чашу в разумных пределах (чтоб не выливалось), ставит бутылку, Предводитель отдаёт Чашу Жрецу.
6. Жрец поднимает её на уровень груди на вытянутых руках. Предводитель погружает свой Athame на мгновение в Чашу. Вынимает, берёт, делает глоток, передаёт Жрецу, Жрец делает глоток, передаёт стоящему рядом и т.д., до дна.
Уничтожение главного костра происходит после окончания шабаша способом по усмотрению
Дерево хранится до следущего.