Цель конкурса: выявление талантливых и профессионально подготовленных библиотечных работников.
Оборудование: значки участниц;
дипломы участницам;
анкеты для участниц;
стол для жюри участниц;
листки оценок;
кн. «Библиотека и закон»;
3 шарфа, 3 книги.
Музыкальное сопровождение: заставка телеигр «Слабое звено», «Кто хочет стать миллионером?»
музыка для проведения конкурса «Кто хочет стать…»
музыка для представления участниц.
Ход мероприятия:
1: Добрый день, уважаемые коллеги!
2: Здравствуйте!
1: Сегодня в нашей программе библиошоу «Мисс Эрудиция».
2: Вовсю шумит гроза весенняя,
Но, как ни льёт с небес вода,
Нам от читателей спасения
Уже не будет никогда.
1: Порой вздохнёшь над картотекою,
Корпя с утра и до темна,
Ведь, как и всем, библиотекарю
Зарплата, в общем-то, нужна.
2: Путь от института и до пенсии
С огромной книжною стопой,
Конечно, женская профессия,
Но труд подчас вполне мужской.
1: Она и умница, и модница,
Ей всё на свете надо знать.
Библиотечная работница
Блоху сумеет подковать.
2: Работы есть на свете разные,
Но знает каждый человек,
Что все мы здесь сегодня празднуем
Российский День библиотек!
1: Из чего же складывается умение библиотекаря, его профессиональное мастерство? Конечно, это сплав знаний, полученных в институте или училище, опыта, индивидуальных особенностей и наклонностей человека, его культуры. Успех в библиотечной работе определяется тем, насколько библиотекарь интересен как личность, насколько он обладает умением педагога, психолога.
2: Библиотекаря сегодняшнего дня можно охарактеризовать словами поэта:
Он как-то незаметно дарит людям
Мир нынешних и будущих идей.
Он до самозабвенья любит книги,
Но больше всё-таки людей.
1: Представляем участниц нашего библиошоу:
(звучит музыка)
2: Участница под номером 1 ……………. Её главное правило саморекламы «Будьте проще и люди к вам потянутся».
1: Главный профессиональный девиз второй нашей участницы ……………….«Наша радость от вашего посещения не знает границ».
1: Участница под номером 4 ………………. предлагает раздавать всем и каждому «Уголовный кодекс РФ».
2: Если бы в газете напечатали статью о нашей 5 участнице ………………, то она бы называлась «Книжный навигатор».
1: Участницы конкурса не лишены обаяния и привлекательности, но главные их достоинства – высокий профессионализм, широкий кругозор, отличное знание литературы и…чувство юмора.
2: Для определения их жизнестойкости, жизнедеятельности, находчивости, фальсифицированности нам нужен Магистрат библиотечных дел. Сегодня в его составе:
_________________________________________
2: Жюри, конечно, будет справедливое,
Иначе просто не должно и быть,
Ведь надо быть Фемидой объективною,
Чтоб правильно очки распределить.
1: В подтверждение этих слов мудрейший Магистрат должен дать торжественную присягу на священной книге «Библиотека и закон». Мы будем зачитывать слова клятвы, а вы после каждого пункта говорите: «Клянемся!»
2: Оценивать ответы справедливо. Не судить слишком строго, так как то, что мы знаем – ограниченно, а то, чего не знаем – бесконечно.
Жюри: Клянемся!
1: Благосклонно принимать критику, если она поступит в ваш адрес.
Жюри: Клянемся!
2: Оправдать доверие зрителей и выбрать самую достойную.
Жюри: Клянемся!
1: Участниц ждут серьёзные минутки,
Поэтому прошу их поддержать.
Но конкурс – это также песни, шутки…
Так разрешите нам его начать!
2: Первый наш конкурс – домашнее задание мы назвали «Гимн профессии»: почему я люблю свою работу.
(Выступление участниц)
1: Предлагаю зрителям немного поиграть. Игра называется «Следствие ведут библиотекари». Приглашаю 3 желающих. Нужно с закрытыми глазами определить тип книги, количество страниц и т.д. Кто более подробно расскажет о
книге, тот и победил.
(проводится игра со зрителями)
2: Просим жюри объявить результаты за первый конкурс.
(выступление жюри)
1: Сквозная тема библиошоу – игра. Ведь творчество – всегда игра. Игра, играючи делать что-то, играть роль, «весь мир – театр»… У каждого из нас сразу возникает свой ряд ассоциаций, связанных с этим прекрасным явлением человеческой жизни. Без игры было бы скучно, согласитесь. Творческое начало в человеке предполагает умение играть и, подчиняясь правилам игры, придумывать что-то своё. А так как у нас профессиональный конкурс, то слова «делать всё играючи», т.е. высокопрофессионально, будет очень к месту.
2: Наш второй конкурс называется «Сильное звено».
1. Внешнее покрытие книги, предохраняющее её от загрязнения. (Обложка)
2. Справочное издание. (Энциклопедия, словарь, справочник)
3. Любитель, страстный собиратель книг. (Библиофил)
4. Бумажный носитель информации, источник знаний. (Книга)
5. Перечень имеющихся в библиотеке произведений печати, составленный по определенному принципу. (Каталог)
6. Издание, содержащее систематизированное собрание слов с пояснениями. (Словарь)
7. Книга о книгах. (Указатель)
8. Периодическое издание. (Журнал, газета)
9. Картинка в книге. (Иллюстрация)
10. Статья перед текстом книги. (Предисловие)
11. Набор графических знаков, расположенных в определенном порядке и служащих для письменной фиксации речи. (Алфавит)
12. Краткая характеристика содержания произведений печати. (Аннотация)
13. Вспомогательный аппарат к систематическому каталогу и картотекам. (АПУ)
14. Документ, в котором зафиксированы полные сведения о читателе. (Формуляр)
15. Основатель первой библиотеки на Руси. (Ярослав Мудрый)
16. Рассказ о книгах, построенный по определенному плану и раскрывающий их содержание. (Обзор)
17. Греческий автор и составитель каталога знаменитой Александрийской библиотеки. (Каллимах)
18. Публичная демонстрация специально подобранных и систематизированных книг. (Книжная выставка)
19. Мебельная конструкция, предназначенная для хранения библиотечных книг. (Стеллаж, книжный шкаф)
20. С какого количества страниц брошюра считается книгой? (более 48 страниц)
21. Письменная просьба читателя для заказа произведений печати. (Читательское требование, читательская заявка)
22. Стол для выдачи и приёма библиотечной литературы. (Кафедра)
23. Документ, удостоверяющий личность читателя библиотеки. (Читательский билет)
24. Помещение для работы с библиотечной литературой, оборудованное столами и стульями. (Читальный зал)
25. Профессия, содержанием которой является подготовка и доведение до читателей библиографических пособий, ведение картотек. (Библиограф)
26. Отдел библиотеки, осуществляющий выдачу литературы для использования вне стен библиотеки. (Абонемент)
27. Условное обозначение места хранения документа в виде буквенных или цифровых знаков. (Шифр)
28. Культурно-просветительское и научно-информационное учреждение, организующее общественное пользование книгами. (Библиотека)
29. Формат 75*125 мм, отверстие в нижней части для стержня, удерживающего её в каталожном ящике. (Каталожная карточка)
30. Как называются рабочие таблицы, предназначенные для организации каталогов и картотек. (ББК)
31. Назовите УДК раздела: химические науки. (54)
32. Гигиена. (Р12)
2: Пока жюри подводит итоги конкурса, слово для поздравления предоставляется заведующей библиотекой ____________________.
(Выступление зав. библиотекой)
2: Слово жюри.
(Выступление жюри)
1: Как сказано в популярной американской книге о рекламе: «Реклама – предмет увлекательный». Вовремя дать информацию о библиотеке, привлечь внимание читателей к актуальным книгам, проблемам, создать вокруг библиотеки определенное читательское мнение – все это помогает сделать реклама. Участницам нашего библиошоу было дано домашнее задание – реклама «Новые дополнительные платные услуги в библиотеке».
(Выступление участниц)
2: Слово для поздравления предоставляется работникам читального зала.
(Выступление библиотекарей чит. зала)
1: Предоставляем слово жюри.
(Выступление жюри)
2: Что лежит в основе библиотечной профессии? Любовь к книге как феномен культуры. «Чтение книг…как пища и питиё…Книги открывают новый свет, питают ум, научают познавать людей и предметы, и внушают бодрость и силу духа. Они разгадывают таинство сердца и разверзают недра природы» – так считали наши предки.
1: Библиотекарь должен много читать и хорошо знать литературу. Поэтому следующий наш конкурс – литературный «Кто хочет стать литературным асом».
2: Напоминаем правила игры: нужно постараться ответить на все вопросы, выбрав из четырёх вариантов ответов. Можно использовать две подсказки: 50*50, помощь зала.
1. Основное занятие старухи – жены рыбака.
а) Приготовление обеда в) прядение пряжи
б) стирка белья г) чтение книг
2. Сказочное приспособление для передвижения по воздуху.
а) самолет в) дирижабль
б) геликоптер г) ковер
3. В каком городе жил Незнайка?
а) Цветочный в) Ромашкин
б) Солнечный г) Ягодный
4. Где Винни-Пух нашел хвост Иа?
а) в пруду в) на двери
б) у Кролика г) в горшочке из-под меда
5. Кто хозяин Изумрудного города?
а) Урфин в) Раминда
б) Бастинда г) Гудвин
6. На чем сидел Золотой петушок?
а) на вершине мира в) на скамье подсудимых
б) на спице г) на дереве
7. Героине какой сказки Андерсена поставили памятник?
а) русалочке (Копенгаген) в) Дюймовочке
б) Герде г) Снежной королеве
8. Как звали юного героя или героиню, для кого летчик нарисовал барашка?
а) Филиппок в) Маленький принц
б) Маленькая принцесса г) Принцесса на горошине
9. Кто подарил пушкинскому царю Дадону золотого петушка?
а) астроном в) хиромант
б) звездочет г) ювелир
10. Как звали тетушку Тома Сойера?
а) Молли б) Колли
б) Макбет г) Полли
11. От него мир узнал про Дерсу Узала.
а) Арсеньев в) Пришвин
б) Бианки г) Толстой
12. Как звали писателя, подарившего нам бравого солдата Швейка?
а) Стефан Цвейг в) Ярослав Гашек
б) Мстислав Ростропович г) Александр Галич
13. Имя писателя Барбюса
а) Анри в) Андре
б) Антуан г) Тьери
14. Фома, ставший героем горьковского творения
а) Фома Аквинский в) Фома Славянин
б) Фома Гордеев г) Фома Неверующий
15. «…… безмолвствует», – заключительная фраза драмы Пушкина А.С. «Борис Годунов»
а) собрание в) электорат
б) контингент г) народ
16. Часто слова из литературного произведения становятся крылатыми. Назовите авторов следующих фраз:
«Гений чистой красоты»
а) Жуковский «Лала рук» в) Пушкин
(Пушкин только цитировал)
б) Лермонтов г) Тютчев
17. «Поэт в России больше чем поэт»
а) Гамзатов в) Евтушенко «Братская ГЭС»
б) Вознесенский г) Твардовский
18. «Счастливые часов не наблюдают»
а) Гончаров в) Гоголь
б) Фонвизин г) Грибоедов «Горе от ума»
19. «Небо в алмазах»
а) Жуковский в) Чернышевский
б) Добролюбов г) Чехов «Дядя Ваня»
20. «Покой нам только снится»
а) Блок «На поле Куликовом» в) Маяковский
б) Саша Черный г) Демьян Бедный
Большое спасибо за ваши интеллектуальные ответы. Пока жюри подводит итоги конкурса, слово для поздравления предоставляется сотрудникам абонемента.
(выступление библиотекарей абонемента)
1: Наше библиошоу подходит к концу. Пора подвести итоги. Слово предоставляется жюри.
(Выступление жюри. Подведение итогов и награждения )
2: Уважаемые библиотекари!
Опытные и молодые,
Начинающие и пожилые!
1: Поздравляем вас с профессиональным праздником и желаем
2: Примерных вам читателей,
Отличных показателей,
1: Большого вам личного счастья,
Чтобы не было в жизни ненастья.
2: Чтобы в городе вами гордились,
Начальство для вас не скупилось!
1: До свидания!
2: До новых встреч!