Веточки вербы, искусно сделанные цветы;
Коробушка для коробейника;
Расписные деревянные игрушки – солонка, самовар, плошка, грибок, балалайка, птичка;
Бутафорские подковы и полотно – речка;
Сундучок, дымковские игрушки – индюк, коза, барашек, уточка;
Хохломская миска, городецкая доска;
Барабан, корзина с пряниками, леденцами, бубликами
Свеча в подсвечнике.
ЗАЛ ОФОРМЛЕН В ВИДЕ КОМНАТЫ В ДЕРЕВЕНСКОЙ ИЗБЕ. РУССКАЯ ПЕЧЬ, ОКНО, СТОЛ С ЛАВКАМИ, СУНДУК. МАТУШКА НАВОДИТ ПОРЯДОК В КОМНАТЕ.
МАТУШКА: Ранним утром солнце встало
Поднялось и запылало
А где же мои детушки,
Куда запропастилися.
А вот и они мои дорогие, проходите, проходите
ДЕТИ (входят в зал с веточками вербы в руках. Исполняют северный хоровод «Верба» - народный хоровод Кировской области)
МАТУШКА: Верба, верба, вербушка,
Золотая вербушка.
Стоит верба над водой,
Да над Клязьмою рекой.
Коль любой, дак поклонись.
Не любой, отворотись.
ДЕТИ низко кланяются
МАТУШКА: Давайте-ка я вас вербочкой похлещу, чтобы вы здоровы были. (Легонько хлещет детей вербой, приговаривая) :
Верба из-за моря
Дай, верба, здоровья!
Ну, а теперь в Дедушку Рожка поиграем.
ПРОВОДИТСЯ РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА «Дедушка Рожок». ДЕТИ ВЫБИРАЮТ ДЕДУШКУ РОЖКА СЧИТАЛКОЙ.
РЕБЁНОК:
По Божьей росе,
По поповой полосе
Там шишки, орешки,
Медок, сахарок.
Поди вон, дед Рожок!
ДЕД РОЖОК С ВЕТОЧКОЙ ВЕРБЫ В РУКАХ САДИТСЯ В УГЛУ ЗАЛА. ДЕТИ ПОДХОДЯТ К НЕМУ И ГОВОРЯТ:
Ах ты, дедушка Рожок,
На плече дыру прожог!
ДЕД РОЖОК: Кто меня боится?
ДЕТИ: Никто!
РЕБЯТА УБЕГАЮТ НА МЕСТА, А ДЕД РОЖОК ПЫТАЕТСЯ ЗАДЕТЬ ИХ ВЕРБОЙ ПО СПИНЕ. МАТУШКА ПРЕДЛАГАЕТ ДЕТЯМ СЕСТЬ НА СТУЛЬЧИКИ.
МАТУШКА: На вербное воскресенье устраивали базары. Вот и к нам спешит коробейник.
(С ПЕСНЕЙ ВХОДИТ КОРОБЕЙНИК)
КОРОБЕЙНИК: (поёт)
У меня полным-полна коробушка
В коробейниках хожу!
Подходи, душа – зазнобушка,
Все товары разложу!
И частушки есть весёлые,
И задорный перепляс,
Песни русские раздольные
Приготовил я для вас!
У меня товары дельные,
Подходи-ка веселей!
Плату я беру не деньгами,
А улыбками людей!
Здравствуйте, ребята! Поклон низкий тебе, матушка!
Как на вербном на базаре
Продаются самовары,
Продаются вилы, санки,
И конфеты, и баранки.
Принёс я на базар
Расписной товар.
Покупайте дружно,
Кому- что нужно!
МАТУШКА: Ну-ка, ну-ка, покажи!
КОРОБЕЙНИК ДОСТАЁТ ИЗ КОРОБУШКИ ИГРУШКИ. ДЕТИ ПОДХОДЯТ К ТОВАРУ, ВЫБИРАЮТ ИГРУШКУ И ЧИТАЮТ ПОТЕШКИ.
1 РЕБЁНОК:
Самовар – птица-жар!
Кран открывается –
Чай наливается.
2 РЕБЁНОК:
Грибок свеж,
Да его не съешь!
3 РЕБЁНОК:
В плошку лей окрошку,
Бери ложку, ешь понемножку.
4 РЕБЁНОК:
Скалка!
Рубля не жалко.
Станем печь пироги,
Скажем скалке: «Помоги! »
5 РЕБЁНОК:
Балалаечка – игрушка,
Ты играй, моя подружка!
Есть и струны и колки,
И в цветочках уголки.
6 РЕБЁНОК:
Вот так птичка,
Собой невеличка!
Станешь дуть,
А она: «Фьють! Фьють! »
7 РЕБЁНОК:
Ай да ступа-ступа-ступа.
Сколько стука-стука-стука!
Возьми в руки инструменты,
Поиграем мы в оркестр.
КОРОБЕЙНИК:
Вот счастливые подковы.
Если вы бросать здоровы,
Подходите к нам сюда
И бросайте без труда.
МАТУШКА: ребята, в старину считали, если подкову забросить в быструю речку, то она принесёт людям счастье.
ПРОВОДИТСЯ ИГРА «Счастливая подкова»
МАТУШКА: вот какие молодцы, счастье людям принесли.
КОРОБЕЙНИК:
Гляньте, деточки, для вас
Я забаву припас.
Сундучок не простой:
В нём товар расписной.
Здесь спрятались игрушки,
Весёлые зверюшки.
КОРОБЕЙНИК ДОСТАЁТ ИЗ СУНДУЧКА ДЫМКОВСКИЕ ИГРУШКИ, ВЫСТАВЛЯЕТ НА СТОЛ.
МАТУШКА: (берёт игрушку в руки) Вынимаем на показ и ведём про них рассказ.
Индя-индя-индючок,
Ты похож на сундучок,
Сундучок не простой,
Красный, белый, золотой.
8 РЕБЁНОК:
Козонька рогатая,
Козонька бодатая,
Ждём тебя на дорожке,
Разомни себе ножки.
9 РЕБЁНОК:
Барашек – игрок,
Левый рог – завиток,
Правый рог завиток,
На груди – цветок.
10 РЕБЁНОК:
Уточка – крылатка,
У неё повадка,
У неё походка –
Качается, как лодка.
МАТУШКА: (обращаясь к детям) Вы скажите нам, откуда появилось это чудо?
ДЕТИ: Из Дымково!
11 РЕБЁНОК:
Там любили песни, пляски,
И в селе рождались сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
12 РЕБЁНОК:
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, кисточки, полоски.
КОРОБЕЙНИК:
Я частушек много знаю
И хороших, и плохих.
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких.
КОРОБЕЙНИК: Как певали мы частушки! Вы их знаете, подружки?
ДЕВОЧКА:
Как частушек нам не знать?
Любим петь их и плясать!
ДЕВОЧКИ ИСПОЛНЯЮТ ЧАСТУШКИ:
1- АЯ:
Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться,
Тут народу очень много
Можем растеряться.
2-ая:
Чистота – залог здоровья,
Помним это мы всегда.
Часто кончик носа моем,
Ну и уши иногда.
3-я:
Ты играй повеселее,
Балалайка, три струны!
Подпевайте, кто умеет,
Не стесняйтесь, плясуны!
4-ая:
Поленился утром Вова,
Причесаться гребешком.
Подошла к нему корова
Причесала языком!
5-ая:
У родителей ни часа
Нет с ребёнком пообщаться.
Кто в саду общается –
Быстро развивается.
6-ая:
Пряники печатные,
До того нарядные.
Мы их сразу не съедим,
А сначала поглядим.
ВСЕ ДЕТИ:
Мы весёлые девчата,
Мы нигде не пропадём.
Если надо, мы станцуем,
Если надо, мы споём.
МАТУШКА: Велика Россия наша. И талантлив наш народ. О Руси родной умельцах на весь мир молва идёт.
КОРОБЕЙНИК: (показывая хохломскую кружку)
Золотая хохлома
Ей не налюбуешься.
И в Париже, и в Нью-Йорке
Хохлома красуется.
(показывая городецкую доску)
Любовались гости чудом,
Громко восхищалися
Городецкой красотой
Сражённые осталися.
ПРОВОДИТСЯ ИГРА «НАЙДИ СВОЮ ИГРУШКУ» (ОДНА ГРУППА ДЕТЕЙ ДОЛЖНА ВСТАТЬ В КРУГ ОКОЛО ХОХЛОМСКОЙ КРУЖКИ, ДРУГАЯ – ОКОЛО ГОРОДЕЦКОЙ ДОСКИ)
КОРОБЕЙНИК:
Ударяю в барабан,
Открываю балаган.
КОРОБЕЙНИК СТУЧИТ В БАРАБАН, ВХОДИТ МЕДВЕДЬ С КОРЗИНКОЙ.
МЕДВЕДЬ:
Ну, а разве плох
Косолапый скоморох?
Топнул, рявкнул
Да по струнам брякнул.
Становись, детвора,
Начинается игра!
МЕДВЕДЬ ИГРАЕТ С ДЕТЬМИ В НАРОДНУЮ ИГРУ «ШЁЛ МЕДВЕДЬ ПО ЛЕСУ»:
Пошёл медведь по лесу, по лесу, по лесу,
Нашёл себе принцессу, принцессу, принцессу,
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
И ручками помашем, помашем, помашем
И весело попляшем, попляшем, попляшем.
И снова мы начнём. Да! (второй раз: и кончилась игра. Да)
МЕДВЕДЬ: А теперь игра такая на внимание, друзья:
Как скажу я – хлоп, хлоп,
Вы ногами – топ, топ!
А скажу я – топ, топ,
Вы руками – хлоп, хлоп!
ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ ДВИЖЕНИЯ.
МАТУШКА: Ну-ка, Миша, а что у тебя в корзине лежит?
МЕДВЕДЬ:
Угощенье для ребят,
Угостить детей я рад.
Вам пряники русские, тульские,
Леденцы сладкие.
К чаю ароматному угощенье знатное.
МЕДВЕДЬ ПРОТЯГИВАЕТ УГОЩЕНИЕ МАТУШКЕ
КОРОБЕЙНИК БЕРЁТ ИЗ КОРЗИНЫ ВЕТОЧКУ ВЕРБЫ, ПРОТЯГИВАЕТ МАТУШКЕ, ПРОГОВАРИВАЕТ:
У неё цветочки –
Пушистые комочки,
По весне она цветёт,
Праздник Пасхи к нам зовёт.
КОРОБЕЙНИК ПРОТЯГИВАЕТ КОРЗИНУ С ВЕТОЧКАМИ ВЕРБЫ.
МЕДВЕДЬ И КОРОБЕЙНИК УХОДЯТ.
МАТУШКА ЗАЖИГАЕТ СВЕЧУ:
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня.
МАТУШКА ОБРАЩАЕТСЯ К РОДИТЕЛЯМ, ГОСТЯМ, ДЕТЯМ) :
Вербная неделя – шестая неделя Великого поста. Издавна считалось, что достаточно трёх цветущих веточек вербы, чтобы прогнать из дома всю нечистую силу. Вербные народные гулянья начинались с четверга и заканчивались Вербным воскресеньем.
Празднику особенно была рада детвора, поскольку в эти дни на ярмарках продавали игрушки, сладости, искусно сделанные цветы.
МАТУШКА:
Мальчики и девочки,
Цветочки да вербочки
Понесли домой.
В воскресенье вербное.
Встанем все первыми
Для святого дня.
МАТУШКА ПРЕДЛАГАЕТ ДЕТЯМ ПОДАРИТЬ РОДИТЕЛЯМ БУКЕТЫ ИЗ ВЕТОЧЕК ВЕРБЫ И ЦВЕТОВ.
ДЕТИ ДАРЯТ БУКЕТЫ РОДИТЕЛЯМ. ПРИГЛАШАЮТ НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ХОРОВОД. ПОД ХОРОВОДНУЮ МУЗЫКУ ДЕТИ С РОДИТЕЛЯМИ УХОДЯТ ИЗ ЗАЛА.