1 ведущий: Бородино! Деревня в 120 км к западу от Москвы, мало кому известная до 26 августа 1812 года, стала местом славы русского солдата, славы России
2 ведущий: В этот день на Бородинском поле произошло самое главное сражение войны 1812 года, войны справедливо названной отечественной.
1 ведущий: Незадолго до нападения на Россию, император Франции Наполеон говорил: "Через три года буду господином всего света. Остается Россия, но я раздавлю её".
2 ведущий: Прошло всего три года. Победоносные русские войска вошли в Париж, а сам Наполеон был низложен и отправлен пленником на далекий остров Святой Елены.
1 вед. Беспримерное мужество, героизм и стойкость проявил русский народ в борьбе с полчищами Наполеона, поработившими до своего вторжения в наше Отечество почти все народы Европы. С восхищением вспоминали подвиги русских воинов современники и потомки. Отечественную войну 1812 года воспели в прекрасных стихах Жуковский, Батюшков, Пушкин и Лермонтов. Л.Н.Толстой запечатлел ее в грандиозной эпопее «Война и мир». О ней напоминают статуи Кутузова и Барклая де Толли у Казанского собора. Триумфальные Нарвские ворота, воздвигнутые в честь гвардии, возвращавшейся в Отечество в 1814 году, Александровская колонна на Дворцовой площади. Среди мемориальных сооружений, созданных в память 1812 года, своеобразным памятником является Военная галерея Зимнего дворца, входящая в настоящее время в экспозицию Государственного Эрмитажа. Здесь находятся триста тридцать два портрета военачальников русской армии-участников кампаний 1812-1814 годов, идея создания галереи принадлежит царю Александру 1,а открыта была при его брате Николае 1
Портреты написаны в 1819-1828 годах английским портретистом Джорджем Доу и его русскими помощниками Александром Васильевичем Поляковым и Василием (Вильгельмом Августом) Александровичем Голике.
Торжественное открытие галереи состоялось 25 декабря 1826 года, в день, ставший со времен Отечественной войны ежегодным праздником в память изгнания полчищ Наполеона из России. На церемонии открытия помимо двора присутствовали многочисленные ветераны былых военных событий – генералы и офицеры, а также солдаты гвардейских полков, расквартированных в Петербурге и его окрестностях, награжденные медалями за участие в кампании 1812 года и за взятие Парижа. Во время церковной службы в дворцовом соборе, предшествовавшей освящению галереи, солдаты кавалерийских полков были построены в Белом зале, пехотных – в Большом тронном. Затем те и другие прошли по галерее торжественным маршем мимо портретов военачальников, под командой которых они доблестно сражались в 1812-1814 годах.
У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Её разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жён,
Ни плясок, ни охот, а всё плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью Двенадцатого года.
Так увековечил Военную галерею в стихотворении «Полководец», посвященном Барклаю де Толли наш поэт А.Пушкин
1 остановка. Портрет Кутузова
Портрет фельдмаршала М.И. Кутузова
Джордж Доу
1829 г.
Холст, масло
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов (1745-1813) - ученик и сподвижник А.В. Суворова, выдающийся русский полководец, главнокомандующий в Отечественной войне 1812 года (с августа1812 г.), светлейший князь Смоленский, генерал-фельдмаршал.
На портрете Кутузов изображен в общегенеральском мундире и шинели, с лентой и орденами на груди - звездой ордена св. Андрея Первозванного, со звездами орденов св. Георгия I степени, св. Владимира I степени (Россия), Марии-Терезии (Австрия) и с портретом Александра I.
.
2 остановка. Портрет Багратиона
Портрет Дениса Васильевича Давыдова (1784-1839)
Джордж Доу
Не позднее 1828 г.
Холст, масло.
70x62.5 см
1 Ведущий: Денис Давыдов в 1812 году был командиром 1-го Ахтырского гусарского полка. Отряд Давыдова из 50 гусар и 80 казаков на конях налетал на тылы французов, на транспорты с продовольствием, с оружием, отбивал пленных. Позднее Давыдов писала о гусарах:
Напрасно думаете вы,
Чтобы гусар, питомец славы,
Любил лишь только бой кровавый
И был отступником любви
Он часто храбрости огонь
Любовным пламенем питает -
И тем милей бывает он.
Он часто с грозным барабаном
Мешает звук любовных слов
3 остановка. Портрет Надежды Дуровой
Дочь офицера русской армии, Надежда Дурова, мечтала о военной славе. Она ненавидела вышивать, развлекать гостей игрой на фортепиано, презирала домашние разговоры о причёсках и нарядах, и в один прекрасный день, переодевшись, выдала себя за мужчину и поступила на военную службу. В 1812 году Надежда Дурова под именем поручика Александрова с первого дня войны находилась в строю, был участницей восьми сражений. В Бородинской битве "кавалерист-девица" получила ранение в ногу, но даже после этого не оставляла службы, выполняя обязанности адъютанта при фельдмаршале Кутузове.
4 остановка Портрет Никиты Муравьёва. Высокий, стройный с волнистыми волосами, мягким лучистым взглядом он был воплощением мужской красоты и благородства. В 1812 году против воли матери бежал из дому на войну. Пользуясь знанием французского языка, он хотел проникнуть в лагерь французов и убить Наполеона. По дороге "к французам" в одной деревне, мешая русские слова с французскими, он попросил кружку молока и заплатил за неё золотой (рубль). Таких денег крестьяне отродясь не видели. Они были бдительны и, заподозрив в нём французского шпиона, связали и отправили в тюрьму. Потом дело разъяснилось, и родители больше не удерживали юного воина. За участие в Бородинской битве он был награждён золотым оружием, которое было вручено герою самим Кутузовым. Закончил войну в чине генерала
5 остановка
У портрета генерал-майора Александра Алексеевича Тучкова 4-го. Ф. Глинка писал о нем: "В этих чертах, особливо на устах и в глазах есть душа! По этим чертам можно догадаться, что человек, которому они принадлежат, имеет сердце, имеет воображение, умеет и в военном мундире мечтать и задумываться".
Разумеется, мы понимаем, что это посмертный портрет, что приколотая к мундиру медаль за участие в войне 1812 года не могла быть вручена генералу, погибшему на Бородинском поле, но сам его необыкновенно одухотворенный романтический облик художник Доу или его помощники, конечно, отразили верно.