Празднуется в шестой воскресный день Великого поста, в который православная церковь отмечает один из двунадесятых праздников — Вход Господень в Иерусалим.
Вербная неделя считается праздником начала весны. Верба (ветка, ие давшая еще листьев) цветет и как бы возвещает нам, что вознаграждает новыми благами.
Сам праздник Воскрешения Лазаря служит символом возобновления, оживления могущественной природы. На вербной неделе в столицах устраивались детские базары, где торговали преимущественно детскими игрушками, вербами, цветами и сластями как бы в ознаменование того, что маленькие дети встретили весну своей жизни и должны радоваться этой жизни, а, глядя на игрушку, изучить по ней суть своего будущего. Игрушка — это наглядная грамота, наглядное учение, развивающее ребенка, которое приближает его к жизни своей наглядностью, сравнением действия и образов. В Лазареву субботу допускалось употребление в пищу икры, постных блинов и разного печенья. В Вербное воскресенье, вернувшись из церкви с освященными прутьями вербы, деревенские бабы хлестали ими своих ребят, приговаривая: «Верба хлес, бей до слез!».
В некоторых селениях крестьянки пекли барашек и, когда приходили из церкви, этими барашками кормили скотину, а вербу втыкали в сельник у святых икон и берегли ее круглый год до Егорьева дня, так как именно с этого дня начинался первый весенний выгон скота. Крестьяне в этот день брали годовалую вербу, мочили ее в святой воде, окропляли ею скот на дворе и потом хлестали этой вербой скотину.
Освященная верба в России хранится за образами в течение целого года.