Оборудование:
-выставка детских книг, детских рисунков и творческих работ по прочитанному;
- костюмы королевы страны Литературии, героев: Мэри Поппинс, почтальона Печкина, Мюнхаузена, Старика Хоттабыча, Алисы, Шамаханской царицы, Пеппи Длинныйчулок,
Шапокляк, Колобка, Мухи-Цокотухи.
- фонограмма песен «Улыбка», «Я на солнышке лежу», музыка для танца «Полонез»;
- наглядный материал для проведения турнира;
- призы, награды участникам турнира.
Герои: королева страны Литературия, дети в роли книг-жителей этой страны, Петя Лентяйкин, Галя Забывалкина, Федя Нехочухин, дети в роли литературных героев.
Жюри для литературного турнира.
Проведение праздника.
1. Слово ведущему.
Дорогие ребята, есть в нашем календаре две замечательные даты: 3 марта - Всемирный день писателя и 2 апреля – Международный день детской книги.
Я приглашаю вас на праздник, посвящённый этим замечательным датам.
Книги.… Наши верные и мудрые друзья, наши добрые советчики. Живут они рядом с нами в шкафах и на полках. Стоит только захотеть протянуть руку, и поведут они нас по лесам, морям и разным странам, расскажут удивительные истории, поведают чудесные тайны…
Добро пожаловать в замечательную страну Литературию!
2. Театрализованное представление
(на сцене ученики в роли книг-жителей страны Литературии)
Ученик 1
С незапамятных времён существует Книг страна.
Хором
Литературия зовётся она!
(Под танец полонез выходит королева Литература.)
Королева Литература
В названии моей страны латинский слышим язык.
« Litera» - значит буква,
Запомни, ученик!
Ученик 2
Из букв сложили мы слова
Из слов собрали строчки.
И получилась Книг страна
Для маленьких и взрослых.
Ученик 3
Рассказы, сказки, басни и стихи,
Былины, повести и мифы,
И много разных книг других
Читателям открыты.
Королева
Дорогие друзья, Книги! Нужна ваша помощь! Посмотрите, что происходит в Стране невыученных уроков!
Сценка.
Встретились Петя Лентяйкин, Галя Забывалкина и Федя Нехочухин.
Петя: Федя:
Я – лентяй! Учиться лень! Я бы тоже вместо чтения
Отдыхаю целый день! Мяч гонял до посинения!
Не хочу я буквы знать!
Книжки не хочу читать!
Поют песню ( песня Львёнка и Черепахи)
1Мы на чтении сидим, 2. Нам бы комикс почитать,
Долго в книжку мы глядим. Поиграть, порисовать.
Всё сидим и глядим, Ну а мы всё сидим,
Очень мы гулять хотим! И в учебник всё глядим.
3.Вместо книг бы всех давно
Сняли лучше бы кино…
Я б отличником был.
Все б по телику учил.
Королева
Ребята, Литературия – волшебная страна. Кто в неё попадёт, сразу подружится с книгой. Приглашаю вас, Петя, Галя и Федя в гости к книгам. (Берёт их за руки и ведёт в круг к ученикам в роли книг) (Книги начинают убеждать Петю, Галю и Федю)
Ученик 4
Вы представьте лишь на миг, как бы жили вы без книг.
Если б всё исчезло разом, что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок, до весёлых повестей…
Ты хотел развеять скуку, на вопрос найти ответ,
Протянул за книгой руку, а её на полке нет!
Ученик 1
Нет, нельзя себе представить, чтоб такой момент возник, И тебя могли оставить все герои детских книг!
Королева
Сейчас начнётся здесь парад!
На сцену выйдут целым строем
Те, с кем всегда ты встрече рад-
Литературные герои…
Парад литературных героев. ( Дети в костюмах рассказывают о себе, а зрители угадывают имя литературного героя)
-Я – отважный путешественник. Побывал на Луне, летал на ядре, вытащил себя из болота за волосы. ( Мюнхаузен.)
-Я живу на вилле «Курица». Мои друзья – Томми и Аника. ( Пеппи Длинныйчулок)
-Долго просидел я в кувшине, пока Волька не спас меня. (Старик Хоттабыч)
-Я побывала в Стране Чудес. (Алиса)
-Я работаю почтальоном в деревне Простоквашино. (Почтальн Печкин)
-Я – самая лучшая няня на свете. Кто я, дети? (Мэри Поппинс)
- Меня полюбил царь Додон. (Шамаханская царица)
- Я - старушка хоть куда: и умна и молода.
Со мной моя крыска по имени Лариска. (Старуха Шапокляк)
- На сметане я мешён, на окошке я стужён. (Колобок)
- Я по полю пошла и денежку нашла.
Пошла я на базар и купила самовар. (Муха-Цокотуха)
А теперь игра со зрителями «Назовите имя литературного героя»
Все жители Литературии по очереди называют героя, а зрители хором дополняют его имя.
доктор…(Айболит) папа …( Карло) царь. ..(Салтан)
Оле…(Лукойе) крокодил…(Гена) крошечка…(Хаврошечка)
Илья…(Муромец) Том …(Сойер) Урфин…( Джюс)
почтальон…(Печкин) Мери…(Поппинс) Гарри…(Поттер)
Петя, Галя и Федя:
Мы поняли, кто много читает, тот много знает.
Чтение-вот лучшее учение!
Книга добрая, живая.
Чудеса она творит!
Обо всём на свете знает!
И со мною говорит.
Королева. Я к вам обращаюсь, товарищи дети:
Полезнее книг ничего нет на свете.
Пусть книги друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Обращение жителей страны Литературии к читателям:
Я – книга. Я – товарищ твой.
Будь, школьник, бережным со мной!
Мой чистый вид всегда приятен!
Оберегай меня от пятен!
Привычку скверную оставь:
Листая, пальцы не слюнявь!
Меня в обложку обверни!
Где взял меня, туда верни.
Не загибай мои листы.
А про закладку помнишь ты?
Запомни! Я – твой лучший друг,
Но только не для грязных рук!
Песня- гимн страны Литературии. ( На мотив песни «Улыбка»)
(Исполняют все участники.)
Вместе с книгой хмурый день светлей.
Книги разные нам в жизни пригодятся.
Так возьми же книгу поскорей,
И читателем ты будешь называться.
И тогда, наверняка, в голове твоей всегда
Будут знания, и будешь ты стремиться
Горы книжек прочитать, самым умным в школе стать,
Ведь всему у книг ты сможешь научиться.
В этом мире станет всем теплей,
Если книги будут близкими друзьями.
Береги ты книгу и жалей.
Это верный друг, всегда он будет с нами!
3. Литературный турнир «По страницам любимых книг».
( Проводит ведущий) Дети делятся на команды, придумывают названия команд.
1. Путаница. Прочитайте и исправьте перепутанные названия книг.
«Снежная принцесса» («Снежная королева»)
«Илья-царевич и Серый волк» («Иван-царевич и Серый волк»)
«Стойкий железный солдатик» («Стойкий оловянный солдатик»)
«Сказка о потерянных часах» («Сказка о потерянном времени»)
«Дядя Петя, пёс и кот» («Дядя Фёдор, пёс и кот»)
Если команда дополнит и фамилию автора, то жюри добавляет баллы)
2. Из какой книги этот предмет? Кому он может принадлежать?
(Домашняя заготовка команд)
Каждая команда показывает какой либо предмет, другие команды угадывают, в какой книге он мог быть. (Например: зеркало, золотой ключик, банка варенья, цветик-семицветик, телефон , самовар, мыло , градусник и т.п.)
3. Собери пословицу о книгах, чтении.
(Из рассыпанных слов дети составляют пословицу)
-твой, жизнь, всю, хорошая, друг, книга, на
- лучшее, чтение, учение, вот
- мост, в, книга, знаний, мир
- читает, кто, знает, тот, много, много
4. Литературная пантомима.
Командам предлагается изобразить литературного героя на свой выбор.
Баллы засчитываются в том случае, если остальные ребята смогут узнать, кто это.
5. Цветик-семицветик.
У команд набор цветных карточек. Дети должны показать карточку того цвета, который есть в названии произведения.
А.Куприн «….. пудель» (белый)
Д.Мамин-Сибиряк «… шейка» (серая)
Ш. Перро «… борода» (синяя); «… шапочка» (красная)
А. Погорельский «… курица, или подземные жители» (чёрная)
В. Бианки «… горлышко» (оранжевое)
Б. Заходер «… звёздочка» (серая)
Г.Горбовский «… слон» (розовый)
В.Осеева «… листья» (синие)
6. Юные поэты.
Командам предлагается 2 строки из стихотворения И. Токмаковой. Дети должны придумать продолжение.
Бежал ручей по камешкам
Бежал, бежал, бежал…
4. Подведение итогов турнира. Награждение детей.
Самоанализ проведённого мероприятия.
Праздник проведён в 3 классе и посвящён двум важным календарным датам: 3 марта - Всемирный день писателя и 2 апреля – Международный день детской книги.
1. Обоснование выбранной темы.
Социологи рассматривают чтение как «чуткий, надёжный индикатор состояния общества». Только читающее общество является обществом мыслящим.
Всем очевидно, что компьютер и телевидение заменили многим детям общение с книгами. Всё чаще мы, учителя, сетуем, что растёт нечитающее поколение, а это ведёт к духовной бедности ребят, к снижению общей культуры, культуры речи. Это очень тревожный симптом. Именно поэтому, обращение к книгам я считаю важным средством воспитательной работы в начальной школе. Подобные формы работы формируют читательский кругозор детей, читательские пристрастия, читательскую культуру, привычку читать регулярно и с удовольствием.
2. Предварительная подготовительная работа.
Детям заранее объявляется о проведении этого праздника. Им предлагается принести на выставку свою самую любимую книгу, нарисовать иллюстрацию к прочитанному.
Ребятам даются слова для заучивания роли в театрализованном представлении, задание подготовить соответствующий роли костюм. Также ребятам предлагается подумать над
домашней заготовкой для второго конкурса в литературном турнире. Идёт распределение ребят на группы для проведения турнира.
На этом этапе поощряется самостоятельность, активность, инициатива детей.
Также мы обращаемся за помощью к родителям в подготовке костюмов и записи фонограмм.
3 Цель воспитательного мероприятия:
обогащение духовного мира ребёнка посредством введения его в круг истинной литературы;
Задачи: 1. воспитывать читательскую культуру детей, любовь к чтению, бережное отношение к книгам;
2. развивать интеллектуальные умения, кругозор учащихся, познавательный интерес;
3. развивать творческие способности, фантазию, актёрский талант детей;
4. формировать навыки общения учащихся.
Праздник является частью систематической работы по воспитанию детей с помощью книг. Содержание праздника соответствует возрастным особенностям ребят.
4. Самооценка.
Праздник стал коллективным творческим делом 3 четверти. Я стремилась к организации делового творческого сотрудничества детей. Ребята оправдали мои ожидания. Они ответственно отнеслись к подготовке и проведению праздника. Увлечённо, с интересом репетировали, примеряли костюмы, предлагали новые идеи в сценарий. Большую помощь в подготовке оказали родители.
Поставленные задачи были выполнены. Отзывы учеников и родителей показали, что праздник им понравился. Важную роль сыграла также выставка книг и творческих работ детей. Выставка и праздник помогли привлечь к книгам детей, не интересующихся чтением, не имеющих книг дома.
Мы с ребятами решили устраивать выставки регулярно, а также вместе пополнять нашу классную библиотеку.
Конечно, одним праздником все воспитательные проблемы не решить, поэтому систематическая работа по решению поставленных задач мною будет продолжаться.