Праздник можно проводить в каникулярное время,
перед праздничной дискотекой, на летней площадке.
Цели: вызвать у учащихся интерес к чтению, вспо-
мнить прочитанные книги.
Время проведения: каникулярное, праздничное.
Праздник может проводить классный руководитель,
вожатый, библиотекарь.
Праздник рассчитан на учащихся начальной школы.
Форма: сценарий-игра.
План подготовки.
1. Распределение ролей.
2. Подготовка костюмов.
3. Подготовка музыкального оформления.
4. Подготовка реквизита:
Действующие лица: царевна Несмеяна, царь Го-
рох, Баба-яга, Емеля, Дети.
Костюм царевны Несмеяны. Это известный пер-
сонаж русских народных сказок, должна быть одета в
костюм, стилизованный под русский народный деви-
чий костюм. Белая блузка с длинным рукавом, рука-
ва на запястьях собраны на резинку. Сверху длинный
сарафан, украшенный спереди длинной атласной лен-
той. В качестве украшения можно взять несколько ни-
ток бус. Головной убор – корона в форме треугольни-
ка. Вырезанный из плотного картона каркас можно об-
тянуть атласной тканью и расшить бисером, можно на-
клеить стразы и разноцветные бисерины прямо на кар-
тон, выкрашенной серебристой или золотой краской.
Царь Горох. Длинная рубаха, из яркого атласа,
подпоясанная кушаком с кистями. На плечи накинута
мантия (можно из золотистого атласа или однотонная
ткань с нашитыми на нее кусочками меха – «горно-
стая»).
Головной убор – корона из картона (можно выкрасть
в золотой цвет или оклеить фольгой). Можно прикле-
ить или привязать бороду.
Костюм Бабы-яги состоит из разноцветных лохмо-
тьев, длинной юбки с цветными заплатками, разрезан-
ной на широкие лоскуты по краю. Поверх любой кофты
можно надеть душегрейку, однотонный стеганый жи-
лет. Головной убор – платок, повязанный в виде бан-
даны. Можно использовать пластиковую маску с крюч-
коватым носом.
Костюм Емели. Длинная рубаха, однотонного цве-
та, подпоясанная кушаком с кистями. Головной убор –
высокая шапка с кругленным верхом и отворотом. Впе-
реди отворота нужно отогнуть.
Оборудование: для игры «Распутай сказочную пу-
таницу» набор предметов из детских игрушек, подходя-
щий к различным сказкам. Башмачок Золушки (куколь-
ный башмачок). Если вы не можете найти подходящий
предмет, можно нарисовать, или вырезать из картона.
Реквизит подбирается согласно выбранным вами сказ-
кам.
Дерево с яблоками. Яблоки могут быть картонными,
могут быть настоящими.
Магнитофон с магнитофонной записью волшебных
слов.
Лист ватмана с фразами-перевертышами.
Яблоки – жетоны из картона (желтые, красные, зе-
леные), для деления на команды.
Царь Горох. Здравствуйте, ребята!
Дети отвечают на приветствие.
Царь Горох. Я – Царь Горох, царь сказочного цар-
ства. Самый несчастнейший из царей. Все у меня
есть – и дворец новый, и сокровищница полным-пол-
на богатств всяких, и дочка-красавица. Одно у меня го-
ре-горькое, все сказочные персонажи в моем царстве
перепутались, дочка моя из царевны Смеяны превра-
тилась в царевну Несмеяну. Наложила на нее Баба-яга
страшное колдовство – отняла у нее память и смех.
Ничего моя дочка про сказки не помнит. Каких только
врачей и чародеев я не приглашал, каких только гостей
заморских, чтобы они развеселили мою дочку и верну-
ли ей память. Ничего не помогло.
Емеля. Здравствуй, царь Горох, принесла сорока на
хвосте, что у тебя беда приключилась, решил я тебе
помочь.
Царь Горох. Ты кто такой?
Емеля. Ну, про меня каждый ребенок знает. Давай
спросим у ребят. Даю подсказку. Я из одной замеча-
тельной русской народной сказки. Езжу на необычном
транспортном средстве, понимаю слова рыб, знаю од-
но волшебное слово и уже успел рассмешить одну ца-
ревну Несмеяну. Рассмешу и вашу. Что, ребята, угада-
ли, как мен зовут?
Дети. Емеля из сказки «По щучьему велению»!
Емеля. Молодцы! Может, вспомните, на чем я ездил
и какие волшебные слова знаю?
Дети. На печи! «По щучьему велению, по моему хо-
тению».
Царь Горох. Может быть, ты и сможешь мне помочь,
позову я Несмеяну, она подскажет тебе что делать.
Дочка, дочка, выйди к нам.
Появляется царевна Несмеяна. Звал меня, ба-
тюшка?
Царь Горох. Звал, звал. Вот, пришел Емеля, хочет
нам помочь, обещает сказки все вернуть и тебя рас-
колдовать.
Царевна Несмеяна(громко рыдая). А-ааааа, ба-
тюшка, опять ты меня дразнишь. Знаешь, что мне
никто не поможет. Заколдовала все сказки Баба-яга,
спрятала их на волшебном дереве за семью морями,
за семью долами. Превратила их в волшебные яблоки
на волшебном дереве. Стоит мне эти яблоки сорвать
и съесть, я сразу все сказки вспомню и смеяться на-
учусь. Только достать эти я блоки может тот, кто сказок
много знает, книжек много прочитал. А-ааааа!
Царь Горох. Емеля, ты сказок много знаешь?
Емеля. Сказок? Да кроме своей ни одной не знаю,
я и читать по слогам умею еле-еле. Зато я знаю, кто
нам поможет.
Царевна Несмеяна. А-ааа, кто нам поможет, никто
нам не поможет. Царь Горох старый, все сказки забыл,
меня заколдовали, а ты ни одной сказки не знаешь.
Емеля. Ребята, вы много сказок знаете, много кни-
жек прочитали?
Дети. Много, много!
Емеля. Помочь хотите?
Дети. Хотим!
Емеля. Вот и замечательно, а я сейчас узнаю, как
нам до того волшебного дерева добраться. По щучье-
му велению, по моему хотению, укажи нам, щука, до-
рогу к сказочному дереву.
Учитель включает магнитофонную запись:
«Чтоб до яблони добраться и царевне смех вернуть,
нужно много постараться, свиток с картой отыскать,
все загадки разгадать, на вопросы отвечать, ну а по-
сле, отдохнуть, сказки все домой вернуть».
Емеля. Спасибо тебе, щука, сейчас мы с ребятами
найдем волшебную карту.
Царевна Несмеяна. Ребята, я помню, что карта
спрятана где-то здесь, но Баба-яга заколдовала меня,
я могу вам помочь только двумя словами «горячо-хо-
лодно».
Емеля. Тот сможет карту отыскать, кто загадку раз-
гадает: как называется сказка, в которой у девочки бы-
ли волшебные башмачки, говорящий щенок, необык-
новенные друзья, и шли они в один город к одному ве-
ликому волшебнику?
Дети. «Волшебник изумрудного города».
Автор этой книги «А. Волков». Девочку звали Элли,
щенка Тотошкой
Проводиться игра «Горячо-холодно». Дети все
вместе (3—5 человек) отыскивают волшебный сви-
ток. Царевна Несмеяна помогает им в игре.
Царевна Несмеяна. Нашли, нашли, скорее читайте.
В свитке следующий текст: «Волшебное слово пе-
ренесет тебя в заколдованный сад. Нужно вспомнить
все сказки, в которых идет речь о волшебных яблонях,
необыкновенных цветах или чудесных ягодах».
Дети начинают вспоминать такие сказки (учи-
тель или сказочные персонажи могут задавать на-
водящие вопросы). Примеры: «Аленький цветочек»,
«Молодильные яблочки», «Иван-царевич и Серый
Волк».
Царь Горох. Вот какие молодцы, теперь я спокоен,
эти ребята спасут мое царство и вернут смех моей до-
чери, пойду поцарствую, государственные дела поре-
шаю, а вам детки счастливого пути.
Емеля. Ребята, крепко-крепко закройте глаза и три
раза хлопнете в ладоши, а когда глаза откроете, ока-
жетесь в заколдованном саду.
Учитель включает магнитофонную запись ка-
кой-нибудь громкой сказочной музыки. Дети закрыва-
ют глаза и хлопают в ладоши. Пока у детей закрыты
глаза ассистенты в центре класса или зала уста-
навливают декорацию дерева с нарисованными (мож-
но привязать настоящие) яблоками. Возле дерева со
шваброй (метлой) стоит Баба-яга.
Царевна Несмеяна. Ребята, мы с вами оказались у
заколдованного сказочного дерева. А вон и обидчица
моя стоит, Баба-яга.
Баба-яга. Здравствуйте, гости дорогие. Чую-чую,
русским духом пахнет. Знаю-знаю, за сказками пожа-
ловали, вызволить их хотите. Да только ничего у вас
не получиться. Многие старались, но никто не смог
выполнить все сказочные задания. Наверное, мало
сказок читали. Кто на мои вопросы не ответить, того
я съем. Надеюсь, что среди вас много лоботрясов и
двоечников. Очень они вкусненькие, те, кто сказок не
знают, читать не любят.
Емеля. Ты нас, старая, не пугай, быстро свои зада-
ния объявляй.
Баба-яга. Сейчас, сейчас, я вам очень трудное зада-
ние дам. Разбейтесь на три команды и выберите одно-
го водящего. (Баба-яга отводит в сторону выбранного.)
Стой здесь, не выполнишь это первое задание, я тебя
съем. Выполнишь, отдам первое сказочное яблочко.
Дети разбиваются на три команды. (Лучше разде-
лить детей до начала праздника. Разделить ребят мож-
но с помощью жеребьевки. Раздать перед игрой ябло-
ки, вырезанные из картона, трех цветов: желтые, крас-
ные, зеленые. Яблок разных цветов должно быть при-
мерно равное количество. Детям предлагаются на вы-
бор яблоки любого цвета. Теперь те, у кого яблоки од-
ного цвета, составляют одну команду.)
Баба-яга. Сейчас я скажу каждой команде свой слог,
потом по моей команде вы должны все вместе, одно-
временно выкрикнуть свой слог, а ты, милок, (обраща-
ется к водящему) должен отгадать, что это за слово
такое, волшебное, к какой сказке оно относится? Сту-
пай-ка подальше, да не подслушивай, а то уши оборву.
Баба-яга первой команде называет первый слог
«Ар», второй – «те», третьей – «мон»
Дети хором выкрикивают «Ар-те-мон»,
Затем Баба-яга повторяет задание, произнося
«Маль-ви-на», дети снова хором произносят свои
слоги. Третий раз Баба-яга произносит слово по сло-
гам: «Ду-ре-мар».
Баба-яга. Ну что, вкусненький мой, упитанненький
мой, догадался о какой сказке идет речь, или мне ид-
ти топить печь? (Если ребенок затрудняется ответить,
ему на помощь могут прийти другие дети.)
Дети. «Буратино или Золотой ключик»!
Баба-яга(расстроено). Ой, как обидно, все-то они
знают, может быть, вы и автора этой книжки знаете?
Дети. Алексей Толстой.
Баба-яга(снимает первое яблоко с дерева). Вот вам
первое яблоко, первая сказка.
Царевна Несмеяна. Ой, я вспомнила эту сказку.
(В этот момент можно включить магнитофонную
запись музыки из кинофильма «Приключения Бурати-
но или Золотой ключик».)
Емеля. Это, ребята, только начало, нам с вами нуж-
но еще и другие сказки расколдовать.
А пока отдохнем и поиграем в ПАЛИНДРОМЫ.
Царевна Несмеяна. Что такое палиндром? Бедная
я бедная, заколдовали меня и ничего-то я не пон-
мю-уууууу, аааааааа!
Емеля. Не плачь царевна, это очень просто. Палин-
дром – перевертыш, слово или фраза, которые чита-
ются совершенно одинаково с начала и конца. В сказ-
ке «Приключения Буратино» Мальвина заставляла пи-
сать Буратино такую фразу. Ребята, может быть, кто-
нибудь вспомнит?
Дети. «А роза упала на лапу Азора».
Емеля. Молодцы, вот вам еще один пример. (Еме-
ля разворачивает ватманский лист с надписью палин-
дромов «Коту тащат уток», «Кит на море романтик».)
Прочитайте и поймете, что от вас потребуется. Вот вам
по листку бумаги, ручка, у вас три команды. Я даю вам
подсказку. Первое слово – жили на Дону, в Запорож-
ской Сечи, им был Тарас Бульба, у них огромные ши-
рокие штаны и длинный чуб. Писатель Гоголь очень ча-
сто рассказывал в своих книжках о них (КАЗАК). Вто-
рое слово, так называться деньги, богатства, которые
получают бизнесмены (ДОХОД). Этот звук раздается,
когда слоны идут на водопой или ребята бегут в сто-
ловую (ТОПОТ). Домик, сделанный из веток в лесу или
саду (ШАЛАШ). Теперь покажите Несмеяне, что у вас
получилось, и мы узнаем, кто победил.
Дети отдают листочки со своими записями, подво-
дятся итоги, выявляется победитель.
Баба-яга. Ишь ты, умненькие какие, разумнень-
кие, упитанненькие, воспитанненькие. Все равно я вас
съем, ничего у вас не получиться, то было самое лег-
кое задание, дальше я вам устрою испытания потруд-
нее. Я тоже палиндром знаю, да не простой, а сказоч-
ный. Герой многих сказок – солдат, человек бывалый,
умный. Вспомните хоть одну сказку, где герой – солдат.
Дети. «Каша из топора», «Огниво».
Баба-яга. Молодцы. Отгадаете мою сказку, получи-
те еще одно сказочное яблочко, расколдую эту сказку
Г. Х. Андерсена.
Отгадайте загадку, которую задает старик солдату.
«В некотором царстве, в некотором государстве,
возвращался солдат со службы царской. Шел, он шел,
и на опушке леса, на пеньке увидел старого-престаро-
го деда.
– Как звать тебя, старче?
А дед в ответ:
– Зовут меня так, что хоть с права налево читай, хоть
слева на право – все едино.
А где же ты живешь, старче? – снова спрашивает
служивый
– А живу я в доме, который хоть с права на лево чи-
тай, хоть с лева на право – все едино!
Тут солдат у него спрашивает:
– Ну, а садик-огородик у тебя есть?
Старик ему отвечает:
– Нет, только перед окном у меня такое растение ра-
стет, что хоть справа налево читай, хоть слева направо
читай – все едино.
Улыбнулся солдат и говорит.
– Ты, вроде как, из наших, из служивых. За словом
в карман не полезешь. На войне, отец, бывать доводи-
лось?
– А как же, бывал, – отвечает старик. – И был тем,
что хоть справа налево, хоть слева направо читай –
все едино.
Улыбнулся солдат, угостил старика крепким табач-
ком и пошел своей дорогой. А вы догадались, как ста-
рика звали, где жил, кем служил?
Дети. Звали его – Тит, жил он в ШАЛАШЕ, перед ок-
ном у него рос БОБ и служил он в казачьих войсках,
был КАЗАКОМ.
Баба-яга срывает новое яблоко и отдает детям.
Царевна Несмеяна. Вспоминаю, вспоминаю эту
сказку. Там солдат у ведьмы огниво отобрал и в кон-
це концов на принцессе женился. Очень хорошая сказ-
ка. Скорее выполняйте другие задания и верните все
сказки в царство моего отца.
Баба-яга. Скорее? Ничего у вас не получиться ско-
рее. Сейчас я загадаю вам загадки, по отгадкам вы
должны угадать о какой сказке идет речь. Слушайте
внимательно. Под землей, он роет норку, на земле ра-
стит он горку. Солнце сияет, всем радости прибавляет,
а его пугает. Кто это?
Дети. Крот.
Баба-яга. Правильно, теперь слушайте другую за-
гадку. Острый хвостик, черный фрак. Маленькая птич-
ка, под крышей гнездо вьет, только песен не поет.
Дети. Ласточка.
Баба-яга. Ладно, ладно. Вот вам другая загадка.
Маленький зверек, длинный хвосток, серая шубка,
остренькие зубки.
Дети. Мышь!
Царевна Несмеяна. Ой, кажется, я вспоминаю эту
сказку. На языке вертится. Ребята, помогите мне вспо-
мнить, героями какой сказки были Мышь, Ласточка и
Крот?
Дети. «Дюймовочка»!
Баба-яга. Может быть, вы и автора этой сказки зна-
ете?
Дети. Андерсен.
Баба-яга (снимает с дерева яблоко и подает де-
тям). Вот вам разгадка еще одной сказки, но преду-
преждаю, что остальные сказки-загадки вам не по зу-
бам. Посмотрим, как вы знаете стихи детских писате-
лей. Вон видите, яблочко висит, это сказки и стихи дет-
ских писателей. Каких детских писателей и поэтов вы
знаете,
Дети. Маршак, Чуковский, Агния Барто.
Баба-яга. Вот вам задание, для знатоков стихов
Маршака. Продолжите или вставьте недостающие сло-
ва. Их можно произносить хором.
Эй, не стойте слишком близко – Я ………….., а не
киска. (Тигренок.)
Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, кар-
тину,
................, картонку и маленькую собачонку. (Корзин-
ку.)
Баба-яга. Вы пока тут отдохните, поозорничайте, а
я придумаю вам новое испытание.
Пока Баба-яга отдыхает, Несмеяна и Емеля прово-
дят игру с ребятами. От каждой команды нужно по три
человека. Задание – без слов, с помощью жестов по-
казать название своей сказки. Каждая команда вытя-
гивает листок с названием своей сказки. Детям дает-
ся 5 минут на подготовку пантомимы. Первая коман-
да показывает свое название второй команде, вторая
– третьей, третья – первой. Отгадавшая команда вы-
игрывает. Сказки могут быть любыми: «Гадкий утенок»,
«Красная шапочка», «Три толстяка».
Баба-яга. Так-так, осталось у вас еще два испыта-
ния. Отгадаете, расколдуете Несмеяну, вспомнит она
все сказки. Это задание посложнее. Вспомните, кто ав-
тор сказок «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золо-
том петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде».
Дети. А. С. Пушкин.
Баба-яга. Вот вам сказочная викторина. Ответите на
все вопросы, сказки Пушкина вернуться в царство царя
Гороха.
1. «Три девицы, под окном пряли пряжу вечерком...»,
из трех девиц одна стала царицей, другая ткачихой, а
третья?
2. Молва о каких чудесах привела царя Салтана,
сватью бабу Бабариху и сестер царицы?
3. Сколько лет жил старик со своею старухой у са-
мого синего моря?
4. Что хотела получить старуха от золотой рыбки?
5. Кто помог Елисею разыскать его невесту?
Ответы на сказочную викторину.
1. Повариха.
2. О чудном острове, о хрустальном доме с белоч-
кой, о 33 богатырях и дядьке их Черноморе, царевне
Лебедь.
3. 30 лет и 3 года.
4. Новое корыто, шубу, стать столбовой дворян-
кой, вольной царицей, владычицей морской.
5. Ветер.
Баба-яга. Ну, последнее испытание, самое труд-
ное. Внучок мой, Лешачок, баловник, озорник, перепу-
тал все сказки, все сказочные предметы перепутались.
Вон на столе лежать. Не знаю куда девать, то ли в му-
сор выбросить, то ли по ветру развеять. Разберетесь,
ваша взяла. Все сказки расколдую. От каждой команды
вон к тому столу по два человека приглашаю. Каждая
команда должна выбрать несколько сказок, название
которых вы знаете, предметы должны быть сгруппиро-
ваны по сказкам.
На столе следующие предметы или их изображе-
ния: веретено, корзинка с пирожками и горшочек с
маслом, пара сапог, мешок и шляпа; одна хрусталь-
ные туфельки; связка ключей и синий волосок; разби-
тое корыто; невод; золотой ключик; банка с пиявка-
ми; стрела; яблочко наливное; корзина подснежников;
огниво; горошина.. Дети должны, выбрать их и ска-
зать, из каких сказок, каким сказочным персонажам
могли принадлежать.
Примерный подбор сказок и объяснений.
1. «Спящая красавица», веретено могло принадле-
жать ведьме или принцессе.
2. «Красная шапочка», вещи девочка несла бабуш-
ке.
3. «Кот в сапогах», вещи кота.
4. «Золушка», туфелька
5. «Синяя борода».
6. «Сказка о рыбаке и рыбке», корыто принадлежит
старухе, невод старика.
7. «Приключения Буратино». Колпачок, 3 монетки
8. «Царевна-лягушка», стрела одного из братьев.
9. «Белоснежка и семь гномов» или «Сказка о мерт-
вой царевне и семи богатырях», этим яблочком были
отравлены героини.
10. «Двенадцать месяцев», фиалки и колечко
11. «Оле-Лукойе», это зонтики-сны, которые раскры-
вает старичок Оле перед детьми.
12. «Принцесса на горошине», под перинку канди-
даткам в настоящие принцессы подкладывали этот
предмет.
Баба-яга(после подведения итогов). Ну что, молод-
цы, все мои задания выполнили, все сказки на место
вернули. Расколдую я за это вашу Несмеяну, верну все
сказки царю Гороху. (Баба-яга делает пассы руками, го-
ворит волшебное заклинание.)
Емеля. Царевна улыбнись, в Смеяну превратись.
Несмеяна пытается улыбнуться, вместо этого у
нее получается, плачь.
Емеля. Кажется, я знаю, что нам делать. Спросим
у моей щуки-волшебницы. Пор щучьему велению, по
моему хотению, подскажи нам, Баба Яга, как Несмеяну
рассмешить.
Баба-яга. Чтоб царевна рассмеялась, расскажите
анекдот, рожицу состройте, прыгайте, как бегемот, или
что-то спойте. Что хотите совершите, но царевну весе-
лите.
От каждой команды выбирается по одному челове-
ку, и они все вместе пытаются рассмешить Несме-
яну. Царевна смеется, появляется царь Горох.
Царь Горох. Ой, Емеля, молодец, дарю тебе свой
дворец и руку царевны Смеяны придачу.
Емеля. Спасибо, царь, только без ребят я ничего бы
не сделал.
Царь Горох. Вот молодцы, не даром говорят: «Уче-
нье свет, а не ученье – тьма». Кто много читает, тот
много знает. Приглашаю вас, ребята, ко мне во дворец
на пир горой. И тебя, старая, прощаю (обращается к
Бабе Яге), в гости приглашаю.
Дети и сказочные персонажи отправляются на чае-
питие.